Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 238 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 238

для тех, кто живет в храме, особенно для лидеров, чтобы они осознали огромную ответственность, которая лежит на них. Они должны повысить свой уровень сознания Кришны до такой степени, чтобы те, кто приходит в храм, чувствовали себя непринужденно и легко, а не под давлением или отчужденно.

Прабхупада писал:

Наши центры должны объединять чистых преданных, чтобы начинающие посетители могли брать с них пример и таким образом привязаться сознанию Кришны.

Если преданные достаточно продвинулись в сознании Кришны, то естественные украшения святого — милость, смирение, беспристрастие, кротость, миролюбие, учтивость и свобода от ложной гордости — проявятся сами собой и подействуют на обычных людей так, что они не только придут в храм, но и захотят воспользоваться предлагаемым методом. Употребленное Прабхупадой слово «доступный» содержало в себе ясное наставление для тех преданных, которым посчастливилось уже приобрести постоянное прибежище в храме Кришны, ограждающее их от враждебности и противостояния внешнего мира. Коротко говоря, Прабхупада дал понять совершенно недвусмысленно, что пример куда лучше, чем предписание.

Преданные неохотно вставали, понимая, что пора уходить.

— Примите прасад, — ласково обратился к ним Прабхупада.

Преданные окружили его и Прабхупада молча, с улыбкой раздал прасад, никого не обойдя. Ловко и изящно он брал плоские перы и точным движением клал их в протянутые ладони, не делая различий между крепкими мужчинами, застенчивыми женщинами и жадными детьми. Прабхупада хотел, чтобы прасад широко распространяли все центры ИСККОН. И сейчас он показывал, как это должно делаться, собственной рукой раздавая сладости.

* * *

Вечером к Шриле Прабхупаде пришли три близких друга мельбурнского храма: Рэймонд Лопес, известный мельбурнский адвокат по уголовным делам и Уолли Стросс, поверенный, не раз защищали преданных в суде. А Боб Борн, профессиональный фотограф, много раз фотографировавший Божества, вчера фотографировал преданных с Прабхупадой. Все трое расположились на стульях перед Шрилой Прабхупадой, который сидел на своей кушетке, завернувшись в мягкий шерстяной чаддар, и Мадхудвиша представил их.

— В 1973 году, — начал Мадхудвиша, — в ночь перед праздником Ратха-Ятры, преданные «обнесли» целую оранжерею с гвоздиками, чтобы украсить колесницы Ратха-Ятры, и Рэймонд защищал их так успешно, что преданные избежали наказания.

Прабхупада улыбнулся и рассказал чудесную историю.

— В южной Индии жил один великий преданный, который обокрал сокровищницу наваба, мусульманского правителя и построил очень красивых храм. Наваб схватил его и бросил в тюрьму. Той же ночью навабу явились во сне двое прекрасных юношей. Один из них обратился к нему с такими словами: «Я отдам тебе все деньги, которые он взял у тебя, но ты должен освободить его». «Если я получу обратно деньги, — ответил наваб во сне, — я отпущу его». В это мгновение сон наваба прервался и он увидел на полу кучу денег, но в комнате никого не было. Он тут же понял, что по ошибке посадил в тюрьму великого преданного и немедленно велел привести его во дворец. «Ты свободен. Я прощаю тебе все деньги, которые ты уже взял, и прошу: возьми и это и потрать по своему усмотрению».

Гости с удовольствием слушали, а Прабхупада продолжал:

— Преданные иногда делают подобные вещи. На самом-то деле никакой частной собственности нет вообще. Так говорит наша философия. Ишавасьям идам сарвам — все принадлежит Богу. Это факт. Лишь под влиянием майи мы думаем: «Это моя собственность».

Прабхупада указал на голубую кушетку на которой он сидел.

— Возьмем, к примеру, эту кушетку. Откуда взялось дерево из которого оно сделано? Кто-нибудь где-нибудь производит деревья? Это собственность Бога. Мы просто украли имущество Бога и провозгласили: «Это моё». Или взять, например, Австралию. Англичане пришли сюда, но разве эта земля является собственностью англичан. Она существовала раньше, и Америка существовала. И в конце, когда все построенное здесь разрушится, эта земля будет продолжать существовать. А где-то в середине мы приходим и заявляем: «Это моё», — и сражаемся. Разве не так?

Прабхупада с улыбкой посмотрел на Рэймонда.

— Вы ведь законник, вам это ясно как никому.

Рэймонд и другие рассмеялись.

— Изначально все исходит от Бога, так почему же мы заявляем, что все — наша собственность? Представьте себе: вы пришли сюда, посидели час, другой и говорите: «Все это — мое». Разве это будет здравое суждение? Вы пришли с улицы, вам позволили посидеть здесь пару часов, и вдруг вы заявляете: «Все это — мое». А? Так и мы приходим в этот мир. Мы принимаем рождение в Америке, Австралии или Индии и остаемся там пятьдесят-шестьдесят или сто лет, так как же мы можем заявлять: «Это мое»?

Рэймонд предположил, что если мы владеем какой-то собственностью, то можем заявлять свои права на нее. Прабхупада согласился, но добавил:

— Вы временно приобрели право на этот стул, но это еще не значит, что он ваш собственный.

Рэймонд, воспользовавшись своей юридической логикой, продолжал:

— Но я думаю, что если кто-то сейчас придет и захочет отнять у меня стул, на который, как я считаю, я имею права, я буду чрезвычайно недоволен этим.

Прабхупада не дал увести разговор в сторону.

— Нет, это совсем другая вещь. Никто вас не беспокоит. Вы остаетесь