Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 248 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 248

другое. Поэтому оно называется джнанам виджнана сахитам. Вот это знание: «Что я есть? Я тело или что-то иное? Почему я страдаю? Существует ли какое-то средство от этого? Я не хочу умирать, я и не должен умирать». Нитьях-шашвато ‘ям пурано-на ханьяте ханьямане шарире — вот в чем состоит знание: «Если я вечен, если я не погибаю после уничтожения тела, то почему я принужден находится в этом теле?» Это знание. А делать автомобили — это не знание, это ремесло. Знание состоит в следующем: «Я вечен. Как же я оказался в этом временном теле? Этих тел 8’400’000 видов, я должен принять одно из них, татха дехантара-праптир, в соответствии с моей кармой. Вот мое положение. Как выйти из этого положения, как осознать это положение, кому задать вопросы?» Вот в чем состоит знание.

Во время вопросов один молодой, похожий на хиппи христианин затеял длинную дискуссию. Ему казалось, что преданные незаслуженно пренебрегают телом, которое, в соответствии с его пониманием христианской теологии, и является живым существом. Он ссылался на слова Христа: «Сие есть тело мое, сие есть кровь моя». Прабхупада ответил логически, что если говорят «мое тело» и «моя кровь», то очевидно, что это как раз и означает, что тело и кровь принадлежат мне, а не являются мной.

Однако юноше было трудно понять даже такую простую, базовую концепцию. Прабхупада стал объяснять дальше:

— Здесь нужно применить разум. К примеру, вы дышите. Когда дыхание останавливается, говорят: «Человек умер». Но что такое дыхание? Дыхание есть не что иное как прохождение маленькой порции воздуха. Этот процесс прохождения воздуха можно увидеть и в кузнице: «Уфф-хуфф уфф-хуфф».

Слушатели засмеялись.

— Но разве это признак жизни? Нет. Поэтому вам придется изучить ваше тело досконально. Вы обнаружите, что жизни в нем самом нет. Следовательно, жизнь отличается от этой комбинации материальных элементов. Это разумно.

Молодой человек, казалось, согласился с этим ясным разграничением тела и души, но уже через несколько секунд всплыло еще одно недопонимание.

— Вы говорите: «Кришна, Кришна». Но Бог есть Бог. Имя Бога — «Бог», а не «Кришна». Конечно вы можете называть Его Кришной, если хотите.

Преданные заволновались, но Прабхупада оставался спокоен.

— Так кто такой Бог? — спросил Прабхупада.

— Бог это Бог, — ответил молодой человек.

— Вы говорите: «Бог это Бог». Человек это человек, но кто этот человек? Этого вы не знаете.

— Я хочу сказать… — юноша замялся подыскивая слова, — что вы называете Бога Кришной, а христиане называют Бога любым именем которое звучит как Бог… (Смех) Я хочу сказать…

— Христиане? — перебил Прабхупада. — Не думаю, что им известно какое-то конкретное имя Бога.

Прабхупада логически объяснил, что слово Бог является общим обозначением, но на самом деле у Бога есть личное имя.

— Например, вы слышите: «Это президент», но если кто-нибудь скажет вам: «Президента зовут так-то» — что в этом дурного? Это обогатит ваше знание. Допустим, вы приехали в какую-то страну. Вы знаете, что правительство этой страны возглавляет президент, но если кто-нибудь скажет: «Президента зовут так-то», — то будет ли это ошибкой?

— Нет не будет.

— Следовательно, — продолжал Прабхупада со своей спокойной логикой, — вы не знаете имени Бога, и если я скажу вам имя Бога, то никакой ошибки в этом не будет. Так?

— Я только хотел предложить …

— Нет. Не надо никаких предложений. Имя Бога не может быть предложено, в противном случае он не был бы Богом. Вы не можете предложить имя Бога.

Наконец молодой человек довел до конца свою мысль.

— Но тогда получается, что вы превращаете Бога в личность по имени Кришна.

Прабхупада опроверг его ошибочный вывод.

— Нет. Бог и так личность. Я это уже говорил. Такое значение дает словарь: «Верховное Существо». Вы существо, я существо, а Он — Верховное существо. Вы не верховный, и я тоже не верховный.

Дискуссия с молодым человеком заняла почти все время, отведенное на вопросы. Наконец Прабхупада, жестом велев начать киртану, завершил программу. Он встал с вьясасаны и, спустившись по ступенькам, удалился в свои комнаты. Прабхупада был доволен тем, что на лекцию собралось много людей, и с удовлетворением узнал, что вечером гостям и преданным будет, как и в предыдущие годы, подан пир из кришна-прасада.

Пушта-Кришна и Хари-шаури валились с ног от усталости, сраженные сменой часовых поясов. Но Шрила Прабхупада выглядел как всегда, словно на него совершенно не действовали тяготы путешествия.

Вторник, 20 апреля 1976 года

Любимым местом утренних прогулок Шрилы Прабхупады по прежнему оставался мельбурнский Ботанический сад. Шрила Прабхупада говорил мало и стремительно шагал вперед, в то время как его юные ученики, пыхтя и задыхаясь, едва поспевали за ним. Парк был окутан туманом и пуст, если не считать нескольких любителей бега трусцой. Насыщенным желтым светились лиственные кустарники и деревья. Некоторые из них уже начинали сбрасывать листья на зеленые подстриженные лужайки.

Прабхупада с учениками проходил по тропинкам под раскидистыми дубами и вязами, мимо озер, в которых плавали утки и лебеди. Порой из кустарника внезапно вырывались яркие камелии, лилии