Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 258 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 258

продолжалась, и вся атмосфера оставалась весьма приятной. В завершение ее юноши подарили Шриле Прабхупаде «Книгу Мормона», а он вручил каждому из них подписанный экземпляр «Шри Ишопанишад».

* * *

Шрила Прабхупада присутствовал на киртане на вечерней арати. Он сидел на своей большой коричнево-желтой вьясасане и широко улыбался, наслаждаясь энтузиазмом преданных. Некоторые преданные бегали по залу из конца в конец. Они высоко подпрыгивали у ног Прабхупады, а потом разворачивались и, добежав до Божеств, снова взлетали в воздух.

Прабхупада читал и комментировал текст 4 главы 9 Бхагавадгиты: «Мною, в Моей непроявленной форме пронизана вся эта вселенная. Все живые существа во Мне, но я не в Них».

Тема лекции: Как Бог находится внутри всего и вне всего.

— Иногда кто-нибудь задает глупый вопрос: «Можете ли вы показать мне Бога?» Кришна дает ответ на этот вопрос в данном стихе: майя татам идам сарвам, то есть «Я повсюду. Если у тебя есть глаза, чтобы увидеть Меня, ты увидишь».

Бог, объяснял Прабхупада, присутствует повсюду одновременно. Он привел практический пример.

— Вот, я сижу здесь, и вы сидите здесь, а в вашей квартире вас нет. А Бог находится в Своей обители и одновременно повсюду — таков Бог. Изначально Бог есть Кришна, но Он распространяет Себя на все творение. Бог распространяет Себя во множестве форм, но в материальный мир Он является в виде пуруша-аватар: Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну. Если какой-то мошенник говорит: «Я — Бог», — мы должны спросить его: «Какой вы Бог? Вы распространены повсюду?»

Чтобы слушатели смогли вообразить себе эту повергающую в священный трепет картину: Бог, пронизывающий Собой все творение — Прабхупада привел пример из жизни.

— Во время перелета в Мельбурн мы видели, как за несколько секунд солнце встало из волн морских — на самом деле не из самого моря, конечно — это только казалось так. И тут же, в течение нескольких секунд все озарилось светом. По аналогии с этим можно представить себе, как Бог пронизывает Собой все. Солнце находится далеко от нас, согласно научным вычислениям, на расстоянии примерно в 150 миллионов километров. Но его свет мгновенно, в одну секунду распространяется по всей вселенной.

Если такое может делать простой материальный предмет, солнце, говорил Прабхупада, насколько же могущественнее Кришна, Который совершенно духовен.

— Он способен распространить Себя на всю вселенную. Поэтому когда Кришна говорит: майа татам идам сарвам, «Я распространяю себя повсюду», — неужели это трудно понять? Ничего трудного, если вы нормальный человек.

Шрила Прабхупада продолжал развивать свою аналогию. Солнце настолько могущественно, говорил он, что несмотря на то, что миллионы лет оно растрачивает свою энергию, жар и свет, оно все же остается могучим и сияющим, остается горячим. Солнечный свет в этой вселенной является причиной роста овощей, цветов и плодов — фактически причиной всего. Размышляя о могуществе солнца, говорил Прабхупада, человек может представить себе, сколь могущественен Кришна.

Однако Прабхупада предостерегал от ложного заключения что «поскольку Бог пребывает во всем, то чему бы я не поклонялся, это и будет Бог». Это, говорил он, философия пантеизма.

Он продолжал описывать непостижимую природу Бога.

— Но здесь, в этом стихе Кришна говорит, что хотя Он во всем, в то же время Он и вне всего. Продолжаем наш пример: солнечный свет неотличен от солнца, но вы не можете сказать, что солнце вошло в вашу комнату на том лишь основании что в нее вошел солнечный свет. Если вы попытаетесь осознать этот пример, вы поймете, что Бог во всем и все же Его нет ни в чем. Такого Его непостижимое могущество.

В заключении лекции Прабхупада сказал:

— Следовательно, если мы хотим поклонятся Богу, то мы должны поклонятся Его форме, Его имени, Его качествам, играм. Тогда мы осознаем Бога как личность. Если мы поймем это, нам будет нетрудно понять чт? есть Бог. Тогда мы сможем восстановить свои изначальные отношения с Ним. Действуя должным образом в этом направлении, мы сделаем свою жизнь совершенной.

* * *

Начиная с празднования Ратха-ятры в январе 1975 года недовольные родители двух мельбурнских преданных постоянно создавали беспокойства. Они наняли подонка и головореза по имени Том Эриксон, так называемого частного детектива, чтобы «разобраться с преданными». Впервые Эриксон и его люди показали себя в здании Королевской Выставки в день шествия. Они стояли в толпе, бросая угрожающие взгляды из-за темных очков и поигрывая пистолетами в кобурах, выпиравшими из-под их двубортных пиджаков. Постепенно они осмелели и стали регулярно прохаживаться перед храмом и днем, и ночью. Время от времени они показывали пистолеты и прямо угрожали преданным, входившим в храм и выходившим из него. Охранники были начеку, особенно когда Эриксон со своими людьми «вели наблюдение», прохаживаясь по траве на осевой линии дороги.

Когда в Мельбурн приехал Прабхупада, эти бандиты усилили давление на преданных. Они вовсю шпионили, развешивая вокруг храма чувствительные микрофоны, направленные на комнату Прабхупады, которые были соединены с радиоприемником в одной из их машин. Последние несколько дней они принялись фотографировать мини-камерами всех, кто входил и выходил из храма. Охрана была приведена в состояние боевой готовности. Ради безопасности