Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 260 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 260

рано встают, омываются, поклоняются Божеству, предлагают Ему пищу и читают Бхагавадгиту и Шримад-Бхагаватам. Несмотря на свою принадлежность к вайшнавам, они поклонялись еще и Панчопасане, пяти главным полубогам. Однако главным их занятием, как они объяснили Шриле Прабхупаде, было пение и повторение Святого имени Господа Рамы, которое доставляло им великую радость.

Поскольку они были так почтительны и так стремились слушать и поскольку им недоставало ясного философского понимания Шрила Прабхупада милостиво объяснил им истинную цель их практики.

— Очень хорошо, что вы повторяете Рама-наму. Вы очиститесь, в этом нет сомнений. Даже небольшое продвижение по духовному пути защищает нас от великой опасности. Но когда вы продвинетесь по этому пути, вы должны узнать кто такой Бог, это обязательно. Это сиддханта, заключение.

Прабхупада указал, что система Панчопасаны не просто «несколько туманна», но осквернена майявадой, имперсонализмом.

Прабхупада объяснил ложную доктрину майявади: поскольку человек поклонятся и Вишну, и Шиве, и Дурге, и Ганапати, и Сурье, майявади утверждают, что конечная Абсолютная истина, Верховный Брахман, не имеет формы. Поэтому можно поклонятся этим пяти формам и достичь одно и той же цели.

— Такова философия майявады. Она не очень хороша. На самом деле она очень опасна, в том смысле, что если вы следуете ей, вы никогда не станете чистым вайшнавом.

Глава семьи почтительно спросил:

— Так что же Ваше Святейшество посоветует нам?

Объяснение Прабхупады было кристально ясным.

— Мы должны знать, чт? представляют собой полубоги и каково их положение. Например Дурга — она служанка Кришны, ответственная за материальную природу. Она столь могущественна, что может в одну минуту разрушить весь Мельбурн, одна морская волна способна превратить его в развалины. Но несмотря на то, что она столь могущественна, она действует под началом верховного Господа, Говинды. Точно так же и Сурья, и Ганеша — это помощники, слуги Бога, Кришны. Кришна есть Всевышний Господь, а все остальные — Его слуги, и это нужно ясно понять. Бог один, а слуг много. Слугами не надо пренебрегать, но следует ясно представлять себе кто Бог, а кто слуга.

— Есть ли что-нибудь дурное в том, чтобы выражать почтение слугам, — спросил гость.

— Ничего дурного в этом нет. Но мы должны знать: «Вот слуга, а вот господин». Представьте себе, что в одном помещение находятся господин и слуга, и вы говорите: «По мне, так все равно: что господин, что слуга». Господин будет оскорблен. Вы можете быть очень либеральны, очень добры к каждому человеку, но господин будет недоволен. Он подумает: «Вот болван! Не видит где слуга, где господин». Следовательно, разум состоит в том, чтобы понимать, где слуга и где господин.

Прабхупада объяснил, что Господь Рама является господином. Он стоит на том же уровне, что и Кришна.

— А Господь Шива не находится на том же уровне. Разумеется вы можете выражать почтение любому. Вайшнав очень смиренен. Он готов выражать почтение даже муравью. Однако он знает положение каждого.

В комнату вошел новый посетитель, и Сабхапати представил его: профессор Йен Уотсон, старший преподаватель индийской философии в университете Латробы.

В сравнении с учтивыми, мягкими манерами рама-бхакт, непочтительное и вызывающее поведение длинноволосого бородатого профессора Уотсона выглядело резким контрастом. По просьбе Прабхупады профессор подробно описал предмет, который он преподает. Один из разделов курса, рассказал он, назывался «Восточная религия и философия» и описывал, по словам профессора, «центральные понятия индуизма, такие как карма, сансара, дхарма и, наконец, мокша».

Шрила Прабхупада объяснил профессору, что философия Чайтаньи Махапрабху выходит за пределы мокши, освобождения.

— Выше этого стоит конечная цель — према, любовь к Богу.

Прабхупада спросил профессора Уотсона, что, по его мнению, происходит после освобождения. Профессор немедленно встал на дыбы.

Профессор: После мокши нет ничего.

Прабхупада: Ничего? Дживатме приходит конец после мокши?

Профессор: Да.

Прабхупада: Дживатма вечна. Вы это признаете или нет?

Профессор: Это зависит от того, что вы понимаете под дживатмой.

Было очевидно, что профессор является непримиримым сторонником философии майявады, той самой коварной обманчивой доктрины, от которой лишь минуту назад Прабхупада предостерегал почтительного рама-бхакту. Прабхупада коротко объяснил, что согласно ведической литературе существует Бог — Параматма, и индивидуальная душа — дживатма. На это профессор заявил, что в индуизме дживатма считается равной Параматме.

Прабхупада возразил, что они равны лишь в качестве, но не в количестве. Он сказал, что поскольку употреблено слово «парам», «высший», ни о каком равенстве не может быть и речи.

— Дживатма и Параматма — это одно и тоже, — упрямо твердил профессор.

— Если это одно и тоже, почему же дживатма находится под контролем майи, — спросил Прабхупада профессора.

— Мы позабыли, — ответил тот.

— Если вы позабыли, это означает, что вы не совершенны. Если дживатма равна Параматме, почему же она обладает несовершенным сознанием? Значит она не совершенна. Значит это не Параматма. Дживатма иногда бывает в иллюзии, а Параматма никогда не бывает в иллюзии. Вот наша вайшнавская философия.

— Ладно, — сказал профессор Уотсон, — допустим. А что представляла собой дживатма до того, как стала подвержена иллюзии.

— Здесь нет ни «до», ни «после», — объяснил Прабхупада, — джива вечна.

Прабхупада сравнил дживы с маленькими искрами, а Параматму с большим