Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 261 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 261

огнем. У искр есть тенденция потухать, а у огня нет. Профессор Уотсон ответил резко и прямолинейно до грубости:

— Это аналогия звучит для меня подозрительно.

— Почему? — возразил Прабхупада. — Аналогия это похожий смысл. Если смысл ясен, то и аналогия правомерна.

Прабхупада описал свою аналогию в деталях, но профессор так и не согласился.

— Похоже, вы предполагаете, что каждый из нас так или иначе является немножко Богом.

— Да, — сказал Шрила Прабхупада, — можно сказать «маленьким Богом».

— Это иллюзия?

— Нет. Все мы наделены какой-то силой. Например, у вас есть творческая сила. Вы способны создать «семьсот сорок седьмой»48. Бог может создать миллионы звезд и планет. Вы представляете собой уменьшенную копию Бога.

Было ясно, что профессор воспринял смиренное объяснение Прабхупадой как угрозу своим собственным идеям. Его тщательно замаскированные зависть и антагонизм проявлялись в беседе все больше и больше.

Профессор: Думаете ли вы, что ни одно другое Движение не обладает истиной.

Прабхупада: Хм, Кришна — высший авторитет.

Профессор: Вы думаете, ваш путь единственный?

Прабхупада: Это путь Кришны.

Профессор: Хорошо, но считаете ли вы, что это единственный путь?

Прабхупада: Да. Но принять его или не принять — это ваше дело.

Профессор: А как насчет философии буддистов?

Прабхупада: То, что говорит Будда, Кришна уже сказал. Будда говорит: «ахимса». Кришна говорит: «аманитвам адамбитвам ахимса …» Все, что говорят другие, уже было сказано Кришной.

Профессор: Разумеется, с вами согласятся далеко не все. Индийских и околоиндийских Движений много…

Прабхупада: Движений-то, может быть, и много, да нам нет дела до них. Мы говорим: «Кришна — Всевышний, предайся, подчинись Ему, и ты будешь счастлив». Вот и все.

Профессор все больше и больше волновался.

Профессор: Это именно то, что я имею в виду. Ваше Движение претендует на исключительность.

Прабхупада: Мы можем быть глупы, это отдельный вопрос. Но все, что говорит Кришна, мы принимаем как конечную истину.

Профессор: Это только потому, что Кришна — выразитель Брахмана.

Прабхупада: Нет! Брахмано хи пратиштха хам. Брахман зависит от Кришны, а Кришна не зависит от Брахмана.

Профессор: Тут все дело в том, как вы интерпретируете и переводите конкретную шлоку. Вам, бесспорно, известно, что существует множество переводов Гиты.

Прабхупада: Они могут быть разнообразны, но мы не принимаем их. Мы представляем Бхагавадгиту как она есть.

Профессором овладел демон спора.

Профессор: А как насчет других Богов?

Прабхупада: Они слуги Кришны.

Профессор: Мне это кажется странным.

Прабхупада: Это подтверждают все ачарьи.

Профессор: Но они подтверждают это не в том смысле, какой вкладываете вы, а именно, что Кришна — источник всего, превыше всего…

Прабхупада: Мы получили множество доказательств и принимаем их.

Профессор достиг точки кипения.

— То, что вы говорите — неправда. Это ложь.

Прабхупада повысил голос:

— Не говорите так! Мы не мошенники какие-нибудь! Мы следуем ачарьям.

— Шанкара не говорит ничего подобного.

— Нет, говорит! Почитайте его комментарии к Бхагавадгите.

Здесь терпение Гуру-Крипы Свами лопнуло. Он не мог больше выносить злобного профессора.

— Кто вы такой, чтобы сидеть здесь и оскорблять нашего духовного учителя? Наш духовный учитель написал восемьдесят книг, а вы сколько написали? Где ваши ученики.

Профессор покраснел и излил свой гнев на Гуру-Крипу Свами.

— Вот это-то и плохо в вашем Движении. Оно привлекает людей вроде вас, фанатиков.

Прабхупаде не понравилось, как критикуют его учеников, и он буквально выстрелил в гостя вопросом:

— Кто тут фанатик — вы или он? А кто судит? Я говорю: «Это вы фанатик». О каких фанатиках вы говорите? Рамануджачарья фанатик? Шанкарачарья фанатик? Мадхвачарья фанатик?

Гуру-Крипа, окончательно выведенный из себя развитием событий, сделал профессору Уотсону последнее предупреждение: если он позволит себе еще одно оскорбительное замечание, ему придется уйти. Ситуация сложилась щекотливая. Прабхупада искусно увел разговор прочь от философии, и уже через несколько минут настроение разговора стало беспечным и веселым. Профессор Уотсон успокоился, перестал обороняться, его поведение стало более доброжелательным. После встречи профессор вместе с преданными принял прасад. Под конец, уже совершенно расслабившись, он извинился за все недоразумения и отбыл.

* * *

Последняя лекция Прабхупады была, как обычно, полна безупречной логики и аргументации. Кришну, говорил он, можно сравнить с огнем. Подобно тому как огонь, хотя и расположен в каком-то одном месте, распространяет свою энергию повсюду в форме тепла и света, Кришна, находясь в своей личной обители, на Голоке, распространяет Себя на все Творение посредством Своей энергии. Эта энергия, объяснял Прабхупада, проявляется в виде материального и духовного мира. Хотя оба они суть его энергии, между ними существует отличие.

Это отличие он пояснил при помощи ясной аналогии:

— Как у правительства есть разные департаменты. Департамент образования, исправительный департамент, департамент тюрем. Департамент тюрем тоже принадлежит правительству. Нельзя сказать, что правительство не имеет отношения к этому департаменту, наоборот, на тюрьмы правительство тратит больше денег, чем на университеты. Итак, и тюрьма, и университет суть государственные заведения, но одно из них предназначено для преступников, а другое для образованных людей, ученых. В этом заключается разница. Не думайте, что материальный мир неподконтролен Господу. Он находится под Его контролем, это точно. Департамент исправительных учреждений тоже находится под контролем правительства. Разница между материальным миром и духовным миром состоит в том, что материальный мир