Это, продолжал он, и есть настоящая проповедь. «Амара агьяя гуру хана тара эи деша». Стань гуру и постарайся сделать
гуру других. Таково желание Господа Чайтаньи.
Прабхупада подчеркнул, что поклонение Божествам должно продолжаться, и уровень поклонения нельзя снижать .
— Оставайтесь смиренными и сохраняйте энтузиазм, — сказал он, — и продолжайте поклоняться Божествам со всей возможной роскошью.
В конце даршана Прабхупада попросил задавать вопросы. Одна юная девушка спросила:
—Должны ли мы всегда подчиняться любым указаниям руководителей храма?
— Да, — ответил Шрила Прабхупада.
— В любых обстоятельствах?
— Да.
Поднял руку Гопиканта. Он спросил — ради утверждения своего служения постоянного распространителя книг и ради блага других:
— Мы знаем, что Вас, Шрила Прабхупада, можно удовлетворить разным служением. Мы хотели бы знать, какое служение больше всего доставляет Вам удовольствие.
Ответ Прабхупады был короток и ясен:
— Поймите Бхагавадгиту и Шримад-Бхагаватам, станьте совершенными и распространяйте это знание среди своих соотечественников.
На этом даршан закончился. Ни одно благоприятное событие не должно обходиться без раздачи прасада, и сейчас преданные гуськом прошли перед Прабхупадой, и он лично вручил каждому сладость. Они радостно принимали милость Господа в форме кокосовых шариков, сдобренных не только коринкой и медом, но и могущественными благословениями чистого преданного Кришны.
Понедельник, 26 апреля 1976 года
С тех пор, как в 1973 году маленький Джанака впервые залез на ступеньки вьясасаны, он постоянно льнул к Прабхупаде. Прабхупада в свою очередь тоже проявлял любовь к мальчику и стремление вдохновить его. Джанака и его родители недавно переехали из Брайтона и поселились рядом с храмом. Теперь малыш был счастлив постоянным общением с Прабхупадой. Он пользовался любой возможностью чтобы проникнуть в комнату Шрилы Прабхупады. Он был так мал и так простодушен, что Прабхупада предоставлял ему полную свободу.
Иногда, чтобы не встречаться с привратниками, охранявшими вход в апартаменты Прабхупады, Джанака влезал в окно спальни Прабхупады с веранды. Нередко можно было видеть, как он пытается играть на фисгармонии Прабхупады, или спит, свернувшись калачиком, на ковре в спальне в часы отдыха Прабхупады. Порой Прабхупада учил его разным песням или делился с ним прасадом. Иногда Джанака разбрасывал свои книжки и цветные карандаши по полу гостиной Прабхупады. А однажды его нашли в ванной Прабхупады, где он пускал кораблики в ведрах для омовения.
Джанака сопровождал Шрилу Прабхупаду в его последней прогулке по Ботаническому саду. День был построен таким образом, чтобы после раннего массажа и обеда Прабхупада мог отбыть в Окленд. Солнце еще не взошло, когда темно-бордовый лимузин медленно подъехал к большой смоковнице, украшавшей главный вход в парк. В холодном предрассветном воздухе Прабхупада, казалось, сиял, закутанный в уютное теплое шерстяное пальто шафранового цвета.
Шрила Прабхупада вышел из автомобиля и вместе с группой преданных пошел по круговой аллее огибавшей парк. Читта-хари спросил:
— Преданный всегда чувствует тревогу, когда видит, как другие страдают.
— Да, — ответил Прабхупада, — как освободить их — это тревога ради Кришны. Такой вид тревоги приветствуется.
Читтахари спросил присутствует ли такая тревога в духовном мире.
— Да, в духовном мире есть все, однако все там сосредоточено на Кришне. Здесь заботы какие: где взять денег? где найти женщину? А там забота — как достичь Кришны. Забота присутствует и там и здесь, но качества разные.
— А если нас беспокоит, что мы не можем хорошо совершать преданное служение, — продолжал расспрашивать Читтахари, — это правильно?
Прабхупада объяснил, что это конечно же духовное беспокойство, но полное проявление такого «беспокойства в сознании Кришны» встречается очень редко. Оно приходит только когда человек взошел на высший уровень преданного служения.
— Тогда он совершенен. Джанма-коти-сукритайр на лабхьяте. После многих миллионов жизней полных благочестивой деятельности живое существо получает этот вид беспокойства.
— А если человек не удерживается и нарушает регулирующие принципы и чувствует тревогу? — поинтересовался Читта-хари. — Такое беспокойство материально.
— Да.
— Оно не духовно?
Пушта-Кришна решил прояснить вопрос.
— То есть, забота о самом себе — это майя?
— Она материальна, — ответил Прабхупада.
— А беспокойство, направленное на Кришну…
— Оно духовно.
Беспокойство ради Кришны настолько желательно, добавил Прабхупада, что Рупа Госвами советовал приобрести его любой ценой. Однако цена эта велика. С улыбкой Прабхупада раскрыл тонкую суть вещей. По иронии судьбы, сказал он, цена, которую нужно заплатить за беспокойства, направленные на Кришну, это рвение, страстное желание такое беспокойство обрести. А это рвение невозможно получить даже после миллионов жизней отданных благочестию.
Читтахари задал вопрос от имени присутствующих пуджари.
— Значит если мы совершаем поклонение Божеству и беспокоимся, чтобы совершать его правильно…
— Да, — подтверди догадку Читтахари Прабхупада, — это беспокойство направленное на Кришну. Если вы беспокоитесь о том как поклоняться Божеству, как получше одеть Кришну, и делаете это постоянно это позволит вам развить заботу о Кришне. Поэтому поклонение Божеству так важно. Подниматься точно вовремя, предлагать мангала арати, наряжать — эти заботы и есть начало заботы о Кришне. А когда вы достигнете совершенства вы будете беспокоиться о Кришне постоянно. Это стадия совершенства. Рекомендации шастр, заповеди — это способ создать такое беспокойство, поэтому мы должны им следовать. Тогда