Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 268 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 268

не было ничего более естественного, чем сидеть вот так, и молча есть, не ощущая ни малейшего неудобства или неловкости, хотя в комнате сидело человек восемьдесят преданных, которые следили за каждым его движением.

Прабхупада повернулся к Рама-дасу.

— Очень вкусно. Горошек свежий?

Рама-дас смутился и объяснил, что горошек был замороженный. Прабхупада значительно посмотрел на Рама даса.

— Мороженный горошек никогда нельзя предлагать Кришне.

Он повернулся к Тушта-Кришне Свами и спросил, выращивают ли они на своей ферме горошек. Тушта-Кришна сказал, что да. Прабхупада попросил его ежедневно отправлять в храм свежие овощи, чтобы их здесь готовили и предлагали Божествам.

Шрила Прабхупада взял стеклянный бокал, закинул голову и, подняв стакан очень высоко, пустил серебряную струю воды прямо себе в рот.

Джата-Гириша: Я впервые видел, чтобы подобным образом пили. Это было совершенство. Иногда бывает, смотришь на актера… Так ведь они репетируют, добиваются, чтобы все выглядело как можно естественней. И они не промахиваются, потому что у них все хорошо отрепетировано. Но естественные движения Прабхупады были чем-то гораздо более глубоким… Они были совершенно естественны и изящны. Мы все просто остолбенели, наблюдая за ним.

Прабхупада съел маленький кусочек сандеша и начал раздавать остатки своего прасада преданным. Кто-то с Северного Берега принес большую банку домашних сочных расагулл. Прабхупада велел Хари-шаури раздать сладости, не пропуская никого. Наконец Прабхупада повернулся к Хари-шаури. Мягко и внимательно, как всегда, он спросил:

— А ты-то себе взял?

Хари-шаури сказал, что нет. Прабхупада с любовью улыбнулся ему:

— Ну, так возьми.

* * *

Яшоматинандана недавно вернулся из путешествия по Индии, в котором он приобрел пару больших Божеств Гаура-Нитай. Храму подарили также красивые Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Яшоматинандана намеревался просить Прабхупаду установить эти Божества во время его визита в Окленд. Но, поскольку в храме не хватало преданных — там жило всего 12 человек — повышать уровень поклонения было, наверное, преждевременно. По совету и по просьбе Рама даса и его жены, Лакшманы — единственных пуджари храма — Яшоматинандана решил не устанавливать Божества и убрал их в шкаф до лучших, впрочем, весьма неопределенных, времен.

Большинство преданных покинули комнату Прабхупады уже далеко за полночь. Когда почти все разошлись. Неожиданно заговорил высокий худой Яшоматинандана.

— Шрила Прабхупада, у нас есть Божества — Гаура-Нитай и Господь Джаганнатха. Можем ли мы их установить?

Рама даса ушам своим не поверил. Прабхупада испытующе взглянул на Яшоматинандану.

— Зачем?

Яшоматинандана не ожидал такого вопроса и растерялся.

— Ну… Э-э-э… Шрила Прабхупада, это Движение санкиртаны Господа Чайтаньи, и мы хотим поклоняться Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде. Я думаю, это важно. А эти маленькие Божества Господа Джаганнатхи на алтаре — мы хотим провести праздник Ратха-ятра, но их ведь никто не увидит, такие Они маленькие.

Неясно было, хочет ли Яшоматинандана получить формальное согласие Шрилы Прабхупады на установку Божеств или хочет, чтобы Прабхупада сам решил, нужно ли Их вообще устанавливать. Прабхупада выглядел слегка недовольным. Он повернулся к санньяси.

— Он думает, что это просто куклы. Он думает, это идолы — вот и все.

Шриле Прабхупаде было ясно, что Яшоматинандана не понимает ценности Божества. Однако несмотря на то, что храм был явно не готов, несмотря на раздражение, вызванное глупой выходкой Яшоматинанданы, Прабхупада завершил разговор, сказав, что еще подумает над его предложением.

Вторник, 27 апреля 1976 года

Когда Шрила Прабхупада подъехал на автомобиле ко входу в Оклендское Поместье, над Парковой улицей висел густой туман. Прабхупада вышел с автостоянки и стремительно зашагал вперед, а его ученики, словно утята, кучкой поспешили за ним. Группа миновала живописный пруд и прошла по залитой гудроном аллее к главному парку. Дорожка неторопливо поднималась вверх под пышными нависающими кронами деревьев, минуя покрытый лепниной бельведер, цветочные клумбы, густонаселенные теплицы и подстриженные лужайки.

Прабхупада с сопровождающими вышел на лужайку и подошел к маленькому озерцу. Неподалеку, не пьедестале стояла маленькая бронзовая статуя викинга на коне и в полном вооружении, трубящего в рог. Яшоматинандана спросил, были ли викинги кшатриями.

— Нет, — ответил Прабхупада. — Кшатрии сражались ради религиозных принципов. Это были благородные воины, а не убийцы.

Яшоматинандану интересовал и статус современных солдат. Отправляются ли они на райские планеты, погибнув на поле боя?

Прабхупада покачал головой:

— Это просто демоны, которые воюют с другими демонами из экономических соображений. Как они могут попасть в рай? Они отправятся в ад, причем обе стороны.

Группа прошла мимо благоухающих лимоном эвкалиптов и буков и оказалась на зеленой, влажной от росы лужайке между двух прудов. Прабхупада остановился. Он был похож на командующего армией, готового начать решающее наступление.

— Как называется это дерево, — сурово спросил он, указывая тростью.

Хотя Яшоматинандана и Тушта-Кришна наперебой старались угодить Прабхупаде, получить от него знак одобрения или признательности, сейчас ни один из них ответить не смог.

Утреннее солнце робко пробивалось сквозь туман. Прабхупада с учениками снова вышел на аллею, забирая вправо и направляясь к огромному зданию Оклендского Института и Музея. Когда они проходили мимо величественного старого сооружения, Прабхупада обронил:

— Хорошее здание.

— Да, Шрила Прабхупада, — выпалил, не подумавши, Яшоматинандана. — Мы