в храмовой комнате и вместе насладились роскошным Кришна-прасадом.
У себя в комнате Шрила Прабхупада спрашивал Дайясару:
— Что там за шум внизу?
— Там пир, Шрила Прабхупада.
— Пир? — удивился Прабхупада.
Дайясара, который лично готовил этот пир, ощутил непереносимый стыд за то, что забыл сообщить о нем Прабхупаде. Гуру-Крипа Свами разгневался.
— Иди принеси прасада Шриле Прабхупаде, быстро!
Дайясара скоро вернулся, и Шрила Прабхупада отведал каждого блюда.
* * *
В последнем номере «Оклендской Звезды» была помещена статья и фотография с утренней пресс-конференции. Статья была честной и благожелательной. Особенно Прабхупаде понравилось, что газета точно воспроизвела его слова:
«Мы подчиняемся не городским властям. Мы подчиняемся Кришне».
* * *
Шрила Прабхупада спустился на вечернюю церемонию арати и принял участие в киртане. Он сидел на вьясасане и играл на караталах, а к подножию его вьясасаны ложились все новые и новые дары от преданных, певших и танцевавших в длинной и узкой храмовой зале. После арати Прабхупада, которому очки в темной оправе придавали вид в вышей степени серьезный и ученый, комментировал Мадхья-лилу Чайтанья-чаритамриты, стихи 98-102 главы 20. он говорил как истинный представитель Господа Чайтаньи.
— Сегодня я расскажу вам о Санатане Госвами, как он отказался от министерской должности в правительстве Набоба Бенгалии Хусейн-Шаха и присоединился к Движению сознания Кришны Шри Чайтаньи Махапрабху. Это длинная история.
Прабхупада вкратце пересказал историю: Шрила Санатана Госвами был заключен в тюрьму Набобом Хусейн-Шахом. Находясь в тюрьме он получил весть от Рупы Госвами о том, что Шри Чайтанья Махапрабху ушел в Матхуру. Подкупив тюремщика, Санатана Госвами выбрался на свободу, переправился через Гангу и бежал. С помощью содержателя постоялого двора Санатана Госвами выбрался на горную дорогу, ведущую в Варанаси. По пути в Варанаси он встретил своего зятя, который подарил ему дорогое одеяло. Наконец Санатана Госвами добрался до дома Чандрашекхары Ачарьи и опустился на землю около его двери.
Всезнающий Чайтанья Махапрабху сказал Чандрашекхаре: «У двери дома сидит преданный. Позови его сюда». Но Чандрашекхара Ачарья, вышедши из дома, не увидел никого, похожего на вайшнава. Он вернулся в дом и сказал Чайтанье Махапрабху, что единственный человек, которого он заметил, был какой-то нищий мусульманский монах-попрошайка. Чайтанья Махапрабху точно знал, кто это такой, поэтому сказал: «Приведи его сюда».
Увидев во дворе Санатану Госвами, Чайтанья Махапрабху, переполнившись экстатическими переживаниями, обнял его. Обменявшись с ним несколькими словами, полными экстатической любви, Чайтанья Махапрабху попросил Чандрашекхару Ачарью принять Сананату и помочь ему привести себя в порядок.
Прабхупада остановился и оглядел разношерстную публику, седевшую перед ним. У храмовых преданных головы были выбриты, а те, кто жили вне храма, пришли с длинными волосами. И тут Прабхупада четко объявил стандарт:
— И тогда ему побрили голову. Это одна из особенностей нашего движения. Если человек хочет принять посвящение, он должен обрить голову. Поэтому Санатане Госвами побрили голову.
Прабхупада продолжил рассказ:
— Став настоящим вайшнавом, он задал такой вопрос:
табе санатана прабхура чаране дхарийа
даинйа винати кари данте трина лана
Он приблизился к Чайтанье Махапрабху в очень смиренном настроении. Именно так надо приближаться к Гуру. Веды предписывают: тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет самит-паних шротрийам брахма-ништхам. Саммит-паних, то есть, взяв короткие стебли травы куша. Итак, Санатана Прабху приблизился к Нему очень смиренно. Так и надо поступать. Мы должны приближаться к достойному доверия гуру за просвещением.
Таково, сказал Прабхупада, правильное умонастроение ученика, который обращается к истинному духовному учителю и твердо исполняет его наставления.
— Тогда его жизнь становится совершенной. Тогда он может вопрошать духовного учителя о своем долге, так, как это сделал Санатана Госвами:
ке амии кене амайа джаре тапа-трайа
иха нахи джани — кемане хита хайа
Человеку следует приближаться к духовному учителю с таким настроением: «На самом деле я понятия не имею, кто я. Я — тело или что-то другое?» Я не тело. Я это понял. Тапа-трайя означает три вида жалкого состояния — страдания, порождаемые телом и умом, другими живыми существами и, наконец, Провидением.
Прабхупада привел комический пример.
— Человек лежит на смертном одре. Его друг спрашивает: «Как ты себя чувствуешь?» — «Все в порядке». (Смех.) Где же в порядке? Он страдает, он умирает, и он говорит: «Все в порядке». Это и есть майя.
— Итак, Санатана Госвами так все и высказал Чайтанье Махапрабху: я не хочу больше страдать. Как мне избавиться от этих страданий? Будь милостив, преподай мне урок. Такое вопрошание в состоянии страдания — самое важное дело. Именно здесь начинается человеческая жизнь, и мы должны узнать от Кришны, как решать проблемы человеческой жизни. Принять наставления Кришны и стать счастливыми. Вот что такое Движение сознания Кришны. Мы открываем свои центры повсюду. Воспользуйтесь преимуществами этого Движения и будьте счастливы. Большое спасибо.
Во время вопросов в конце зала встал один хиппи — странного вида, с длинными взлохмаченными волосами, однако в одеянии преданного — и вызывающе обратился к Прабхупаде.
— Можно увидеть Кришну прямо сейчас?
Прабхупада остался серьезным.
— Что же Вы не видите Его у себя за спиной? — спросил он, указывая на изображение Кришны, висевшее над головой спрашивающего.
Но парень настроился поспорить.
— А просто так Его увидеть