я не могу?
— У вас нет глаз, чтобы видеть Его.
— А внутри я могу Его увидеть?
— Можете.
Однако молодого человека ответ Прабхупады не удовлетворил.
— Почему? Ну, почему не так просто? Почему не может каждый из нас…
— Вам надо приобрести квалификацию.
— Почему я должен приобретать квалификацию? Почему?
Прабхупада оставался спокойным и серьезным.
— Да. Например, если вы встретите где-нибудь великого человека, вы сможете прямо заговорить с ним?
— Зачем?
— Нет-нет. Вы ответьте на мой вопрос. Предположим, идет какая-то важная встреча, и на ней присутствует какое-то важное лицо. Например, Президент. Вы сможете заговорить с ним? Почему? Почему вы не сможете с ним заговорить? Потому что для такой беседы вам, вероятно, понадобится определенная квалификация. Так вот, Кришна не так прост, чтобы вы могли прямо с Ним заговорить.
атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрияих
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхурату адах
Если вы признаете Кришну Всевышним, тогда вам нужно приобрести определенные качества, чтобы заговорить с Ним.
Парень, казалось, понял.
— По Своей милости Кришна может показать Себя нам?
— Да. Если вы читаете «Источник вечного наслаждения» и верите, вы видите Кришну. Он не отличен от этой книги.
Но парень, в растерянности и смятении не понимал логики.
— Можно читать книги, — упрямо твердил он, — пока рак на горе свистнет. Какой в этом прок?
Тушта-Кришна дал молодому человеку полезный совет:
— Надо принять то, что читаешь. Не стоит читать, пребывая в настроении спорщика. И задавать вопросы в таком настроении тоже не стоит. Так ты ничему не научишься.
Парень: Я могу принять только то, что испытал на собственном опыте.
Прабхупада: А каков ваш опыт?
Парень: А таков, что я видел Кришну собственными глазами.
Прабхупада: Вы видели Кришну?
Парень: Да.
Прабхупада: Очень хорошо.
(Смех.)
Парень: И это было совсем не трудно.
Прабхупада: Прекрасно.
Парень: Мне для этого не пришлось ничего читать, ни слова.
Прабхупада: О! В таком случае вы совершенны.
(Снова смех.)
Тушта-Кришна спросил, если ли еще вопросы. Взлохмаченный парень попытался еще что-то сказать, но Прабхупада искусно остановил его.
— Садитесь. Вы совершенны.
В ответ на это последнее замечание внимательные слушатели разразились хохотом.
Ответив еще на несколько вопросов, Прабхупада остался в храмовой комнате, чтобы дать общий даршан. В фойе и у парадного столпилось множество людей. Пушта-Кришна объявил, что если кто-то хочет поднести дакшину или подарки, то можно сделать это сейчас. Началась мелодичная киртана, а преданные стали один за другим подходить к Прабхупаде и предлагать свои подношения. Вскоре у основания вьясасаны уже высились груды подарков — коробки со свежими и сушеными фруктами, вещицы, завернутые в целлофан, банки с домашними сладостями, корзинки с печеньем, шерстяные шарфы, шапки, носки и множество других, самых разнообразных вещей. Прабхупада улыбался собравшимся преданным и говорил последние ободряющие слова.
Когда Шрила Прабхупада выходил из храма, Пушта-Кришна в дверях поднял его тапочки.
— Вот ваши тапочки, Ваша Божественная милость.
Прабхупада стряхнул с ног розовые лепестки и надел тапочки. Несколько счастливчиков тут же кинулись на эти лепестки — воспользовавшись редчайшей возможность коснуться пыли со стоп чистого преданного.
Преданным и гостям был предложен прасад, а Прабхупада вернулся в свою комнату. К Прабхупаде еще раньше были приглашены нескольких индийских джентльменов, в том числе д-р Сингх, доброжелатель из Оклендского Департамента Научных и Промышленных Исследований. Однако вечерняя программа закончилась так поздно, что Прабхупада вынужден был с сожалением признать, что с ними встретиться он уже не сможет.
Среда, 28 апреля 1976 года
На раннее утро была запланировано еще одно огненное жертвоприношение, на этот раз в честь установления Шри Шри Гаура-Нитай, Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Расписание Прабхупады было напряженным, потому что после завтрака ему предстояло вылететь на Фиджи. Он не пошел на утреннюю прогулку и массаж принял задолго до восхода солнца. Искупавшись Шрила Прабхупада надел свежие шелковые одежды и спустился на церемонию. Он сел на свою изящную вьясасану и прочитал короткую лекцию, после которой началось жертвоприношение.
Все было неорганизованно. Несмотря на свой несомненный энтузиазм, многие даже не знали, что вообще происходит. Люди Тушта-Кришны пели под гитары, остальные в полубезумном состоянии метались, украшая алтарь и в последний момент собирая необходимые для церемонии предметы. Прабхупада тем временем тихо сидел на своей вьясасане, ожидая начала церемонии омовения.
Один местный преданный, Барри, вЫрезал и аккуратнейшим образом расписал прекрасные Божества Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры. Однако Яшоматинандана принял глупое решение — заново отшлифовать Их. В результате Рама-дас весь вчерашний день и всю ночь расписывал Их заново, торопился, как сумасшедший, и к утру краска еще не успела полностью высохнуть. Гуру-Крипа Свами омыл золотые тела Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды, а когда перешел к Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре, краска с тела Господа Баларамы потекла. Прабхупада, заметив это, в тревоге наклонился вперед, но ничего не сказал.
Затем Пушта-Кришна Свами и Тушта-Кришна Свами вместе совершили огненное жертвоприношение. Пока шла ягья, пуджари в спешке одевали Божества. И опять задержка — неправильно пригнаны одежды. Их распороли и снова пригнали — все в бешенном темпе. Эти задержки уже начинали угрожать запланированному выезду Прабхупады в аэропорт, и Прабхупада стал проявлять беспокойство. Пушта-Кришна Свами пошел «за кулисы»