Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 287 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 287

время было приостановлено из-за его болезни). Шрила Прабхупада сидел, очень серьезный, в своем кресле-качалке и смотрел на Кришну и Балараму, а преданные, удачливые паломники и местные жители-вайшнавы собирались вокруг него. Хотя Шрила Прабхупада был явно слаб, сознание его оставалось таким же ясным, как всегда, и преданные тянулись к нему, стремясь насладиться этими близкими отношениями.

Его близкое общение с учениками продолжалось у него на квартире, причем настроение Прабхупады и его эмоции изменялись иногда непостижимым образом. Он наслаждался ежедневной беседой со Сварупа-Дамодарой, своим учеником, ученым, возглавлявшим Институт Бхактиведанты. За окном барабанили муссонные дожди, а Шрила Прабхупада вдохновлял его заняться утверждением основ сознания Кришны в академических кругах.

В июле сезон дождей вошел в полную силу, и хотя внезапные бури причиняли некоторое беспокойство, но хотя бы не было уже 50-градусной жары. Здоровье Шрилы Прабхупады не улучшалось и не ухудшалось. Но поскольку он ничего не ел, сил у него не прибавлялось. Однако июль стал продуктивным месяцем в смысле работы Шрилы Прабхупады над Шримад-Бхагаватам, он продолжал диктовать каждый день — в ранние часы и после обеда — завершая восьмую и девятую главы Десятой песни.

К концу июля Шрила Прабхупада снова почувствовал себя хуже и мысль о скором конце вернулась к нему. Аппетита у него не было, он уже шесть недель почти ничего не ел. Ему теперь не удавалось соблюдать режим сна, массажа, бодрствования и перевода. Каждый день в 7 утра его приносили в кресле-качалке в храм, и он приветствовал Божества. Он сидел в своих темных очках и почти ничего не говорил и редко улыбался.

В это время преданные по всему миру получили разрешение Прабхупады возносить простую молитву о его исцелении: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, исцели Шрилу Прабхупаду».

В Мельбурне, Сиднее, Аделаиде и Окленде преданные начали круглосуточный киртан, как в 1974 году, страстно молясь о выздоровлении Прабхупады. Почти все, кто был знаком с его книгами, знали, что духовный учитель болеет, когда его ученики ведут себя дурно. Ему приходится нести последствия их кармы. У него самого нет кармы, которая заставляла бы его страдать. Он болеет не из-за материального осквернения. Он болеет из-за накопления кармы многих и многих учеников.

* * *

Несмотря на свое физическое состояние, Шрила Прабхупада серьезно думал о том, чтобы отправиться на Запад с проповедью. Первым это предложил Тамал-Кришна Госвами, с любовью напомнив Шриле Прабхупаде, что у него в этом мире есть еще много незаконченных дел. Он предложил такой вариант маршрута: визит в Лондон, остановка в Бхактиведанта-Мэноре, затем Нью-Йорк, ферма в Пенсильвании, затем Лос-Анджелес. Прабхупада тщательно взвесил все преимущества и недостатки и попросил преданных проконсультироваться с астрологом насчет того, благоприятно ли для него сейчас пускаться в путешествие.

Три астролога сказали одно и то же: путешествий следует избегать, и вообще, следующие два месяца будут самыми тяжелыми в жизни Шрилы Прабхупады.

— Что ж, — промолвил Шрила Прабхупада, выслушав отчет, — по крайней мере, следующие пять недель заботьтесь обо мне получше.

Однако от своих планов на путешествие он не отказался.

* * *

Весь июнь и июль 1977 года противодействие санкиртане в форме полицейских преследований разгоралось в Мельбурне почти безудержно. Хотя преданным было разрешено петь на улицах (при условии, что они будут идти, не останавливаясь), положение с распространением книг принимало угрожающие формы. Полицейское начальство штата Виктория выпустило распоряжение, согласно которому каждый преданный, пытающийся продать книгу на улице, должен был быть немедленно схвачен, и ему должно быть предъявить обвинение в торговле вразнос без лицензии. На горизонте уже маячили одновременно десять судебных разбирательств.

Преданные воспользовались случаем и пришли в суд в дхоти и с бритыми головами, чтобы выразить свой протест против преследований. Они говорили, что продавцы порнографии свободно получают лицензии и продают свой товар на каждом углу, а преданным не дают лицензии на продажу книг духовного содержания. Эта дискуссия была широко освещена в средствах массовой информации, и преданные в знак протеста сами связали себя, показывая свою готовность идти в тюрьму, как они сделали это в 1972 году.

Тем временем в Австралии продолжалась антикультовая дискуссия. Теперь она снова обострилась на фоне противостояния двух соперничающих групп, каждая из которых благодаря горячим дебатам стремительно разрасталась, приобретая новых и новых сторонников. Одна из них, союз рассерженных родителей, родственников и знакомых так называемых «сектантов», называла себя АСГ (Ассоциацией за свободу граждан) и продолжала настаивать на депрограммировании как способе преодоления вредоносного влияния так называемого «промывания мозгов». Другая группа, АУСО (Ассоциация улучшения семейных отношений) решительно выступала за преследование преступного депрограммирования по закону, поскольку таковое нарушает Декларацию о правах человека, принятую ООН. Страстные споры продолжались, верх брала то одна, то другая сторона, и все это освещалось в ежедневной прессе.

Члены АСГ утверждали, что их молодежь пала жертвой «гипнотического влияния сектантов» и нуждается в психологической помощи, тогда как представители АУСО клеймили деятельность своих оппонентов, называя ее «истерической охотой на ведьм», и сравнивали депрограммирование с нацистскими антисемитскими «зачистками» 30-х годов.

К концу июля родители и депрограмматоры предприняли очередную попытку похищения молодого преданного