Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 293 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 293

недостойно по отношению к Верховному Господу, предъявляя Ему какие-то требования. Так Прабхупада учил их, что лишь Верховный Господь управляет абсолютно всем. Возможно, преданные горячо молились о том, чего Кришна вовсе не хотел. Возможно, Господь Кришна желал призвать Шрилу Прабхупаду к Себе. Разумеется, сделать это было Его неотъемлемой высочайшей прерогативой. В каком-то смысле эта молитва отражала собственное настроение Прабхупады, которое состояло в том, что, хотя он сам, может быть, и хотел бы остаться со своими учениками, это могло не входить в планы Кришны, и тогда он должен был принять и это тоже. И, наконец, эта молитва была выражением полной преданности Шрилы Прабхупады лотосу стоп Господа Кришны.

* * *

Хотя Шрила Прабхупада, казалось, оставил мысль об уходе из тела, пришло время, и он снова вернулся к этой мысли. Он снова начал отказываться от пищи и питья. Казалось, он лишь отложил свой уход, чтобы доставить удовольствие своим ученикам в любовном обмене. Но теперь, по причинам, известным лишь ему самому, он отказывался есть. С этого момента он полностью погрузился в киртан и Шримад-Бхагаватам, и оставался в этом состоянии до конца. Если речь заходила о каких-то практических повседневных делах, он говорил отчетливо и логично, сохраняя полную ясность сознания. Многие и многие преданные не могли заставить себя принять неизбежное, но те, кто был рядом с ним, отлично понимали, что его уход — дело решенное.

* * *

14 ноября 1977 в 7:30 вечера, в Кришна-Баларам-мандире, во Вриндаване, в обществе преданных, окруживших его ложе и певших киртан, Шрила Прабхупада покинул этот бренный мир. При жизни он успел научить своих учеников множеству вещей. Теперь же он преподал им последний урок — урок умирания.

Новозеландские преданные услышали скорбную весть от последователей Тушта-Кришны на харинаме в Окленде. Убийственная новость достигла Австралии вскоре после того, как уехали последние гости из Нового Говардхана. Руководители храмов Мельбурна, Сиднея, Аделаиды, Нового Говардхана и Окленда собрали своих преданных и сообщили им о случившемся.

Поначалу никто не мог поверить, все просто остолбенели. Затем, когда убийственная верность этого известия стала очевидной, преданных поразило ужасающее, безбрежное горе и смятение. Без своего возлюбленного Шрилы Прабхупады они чувствовали себя слабыми и уязвимыми. Многие боялись, что теперь в Движение сознания Кришны, лишенное мощи личного присутствия Прабхупады, хлынут случайные и чуждые элементы. Некоторые вспоминали, как Прабхупада писал в своих книгах, что пока духовный учитель присутствует на этой планете, порядок и религиозные принципы сохраняются, но когда он уходит, все снова приходит в беспорядок. Неужели им суждено именно это? Как продолжать без него?

Дни, последовавшие за уходом Прабхупады, были полны смятения и тоски. На утренних лекциях преданные не могли говорить почти ни о чем другом. Единственное, что казалось важным, это: Прабхупада ушел. Что это значит? Что мы теперь будем делать?

* * *

Мир утратил своего величайшего доброжелателя и духовного лидера — Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду. Несомненно, это была большая беда. Однако преданные понимали, что уход Прабхупады совершенно не похож на смерть обычного человека. Как правило, после смерти тела душа блуждает во вселенной в соответствии со своей кармой. Однако судьба Прабхупады, великого преданного, была предопределена. Прабхупада посвятил всю свою жизнь распространению святого имени в каждом городе и деревне. В последние свои дни он окружил себя святыми именами, он ушел, внимая пению «Харе Кришна».

Кроме того, Шрила Прабхупада оставил тело во Вриндаване. Даже обычный преданный, оставляющий тело во Вриндаване, при звуках святого имени, отправляется домой, к Кришне. Что же говорить о человеке, который обладал высочайшим сознанием Вриндавана — Шриле Прабхупаде? Поэтому судьба Прабхупады представлялась весьма определенной: Он вернулся к Кришне.

* * *

Хотя в уходе Шрилы Прабхупады не было трагедии, сопровождающей обычную смерть, все же, лишившись Прабхупады, преданные остро переживали эту потерю. Траур перетекал во вторую неделю декабря, время перед Рождеством, когда преданные обычно устраивали «марафон» распространения книг. Некоторые сомневались, что смогут выдержать такой марафон сразу после ухода Шрилы Прабхупады, но ведущие распространители решили все-таки сделать попытку. И они сделали эту попытку, ведь декабрьские предрождественские дни были необычайно удачным временем для распространения книг. Тысячи книг Прабхупады были распространены по всей Австралии, Новой Зеландии и, конечно, по всему миру.

Преданные приняли этот факт как особое послание. Стало ясно, что духовным наставлениям Прабхупады можно следовать и в его отсутствие. В этом заключалось неопровержимое доказательство того, что хотя последователи Прабхупады и скорбели, оплакивая его уход, все же его учение, его наставления вдыхали в них жизнь.

Некоторым преданным выпала удача глубже заглянуть в наставления ачарьи. В своем заключении к Чайтанья-чаритамрите Шрила Прабхупада написал:

Я считаю, что Его Божественная Милость всегда присутствует рядом со мной в своих вани, наставлениях. Есть два типа общения — посредством вани и посредством вапу. Вани — это наставления, а вапу — это физическое присутствие. Физическое присутствие иногда доступно, а иногда — нет, но вани существует вечно. Поэтому мы должны научиться извлекать благо из вани, а не