Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 294 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 294

из физического присутствия.

Прабхупада продолжал жить в своем учении. Следуя его наставлениям, искренние ученики могли жить с ним и никогда не лишаться его общества. В каком-то смысле уход Шрилы Прабхупады побудил учеников развить новые, более тесные, небывалые взаимоотношения с ним — служение в разлуке.

* * *

Шрила Прабхупада приехал на Запад, имея сложившееся видение нового типа общества. Это смелое видение требовало радикальных изменений человеческого сознания и цивилизации, поворота от материализма к возвышеннейшему и сугубо духовному, этическому идеализму. Семя, посеянное им в нью-йоркском Нижнем Ист-Сайде, проросло и расцвело, превратившись в международное духовное Движение, оказывающее глубокое влияние на современный мир.

Шесть раз Прабхупада приезжал в Австралию и три раза — в Новую Зеландию. Каждый из этих визитов является типичным примером его проповеди по всему миру. Прабхупада сам говорил, что он старый человек, задавленный грузом лет, но при этом он путешествовал — совершенно духовно. А иначе как это было бы возможно? Его кругосветные путешествия не были простым перемещением в пространстве при помощи автомобиля или реактивного самолета. Такое путешествие может совершить любой человек. Но постоянная орбита санкиртаны, по которой Шрила Прабхупада облетал планету, была необычайной, ибо двигаясь по ней путешественник — чистый преданный — повсюду раздавал людям чистую любовь к Кришне.

С точки зрения истории религий, проповедь Прабхупады была исполнением миссии Господа Чайтаньи, Который желал, чтобы движение санкиртаны распространилось по всем городам и деревням мира. Более того, Чайтанья-чаритамрита говорит, что, не будучи наделенным кришна-шакти, особой энергией Бога, распространять пение святого имени невозможно:

к…ли-к…лера дхарма — к¦шЈа-н…ма са™к‡ртана

к¦шЈа-±акти вин… н…хе т…ра правартана

Шрила Прабхупада никогда не говорил о себе как о великой уполномоченной личности, ни на людях, ни в кругу учеников. Но он всегда подчеркивал, что состоит в ученической преемственности, передающей истинное, авторитетное знание. Прабхупада вдохновлял своих учеников придерживаться той же позиции.

«Мы хотим создать много чистых преданных, — пишет Шрила Прабхупада в своем комментарии к 98-му стиху 24-ой главы Мадхья-лилы Чайтанья-чаритамриты, — чтобы все остальные могли получить благо от общения с ними. Так будет увеличиваться количество чистых преданных».

Проповедь сознания Кришны никогда не была для Прабхупады профессиональной деятельностью, ибо она требует чистоты. Только чистый преданный мог изменить сердца материалистов. Прабхупада никогда не считал себя чистым преданным, он осознавал себя лишь как слугу чистого преданного, своего духовного учителя.

Он неоднократно подчеркивал, что все проповедники Сознания Кришны должны стать чистыми преданными, соблюдая регулирующие принципы, избегая греховной деятельности и регулярно повторяя «Харе Кришна». Только при этих условиях, говорил он, преданные смогут влиять на других.

Юным ученикам Шрилы Прабхупады в Австралии и Новой Зеландии предстояло стать более ответственными. Прабхупада передал им свое дело. Если они хотели действительно быть полезными, им нужно было научиться такой же самоотверженной преданности, какой обладал он. Прабхупада ясно дал понять, что нет ничего приятнее для него, чем сотрудничество его учеников. Как он сказал за несколько недель до своего ухода, «ваша любовь ко мне проявится в том, как вы будете сотрудничать после моего ухода».

Преданным предстояло служить еще больше, чем раньше. Для этого они должны были пахтать свои воспоминания о Шриле Прабхупаде — его желания, его учение, его игры, значимость их отношений с ним. И еще им предстояло научиться терпеть множество препятствий. Финансовые затруднения, чиновничьи препоны, невежественные враги преданного служения Господу и просто демоны, зависть, личные амбиции и несогласие между начинающими преданными, усилия и падения в попытках избежать незаконного секса и дурмана — все эти и еще множество других проблем осложняли их задачу. Но цель их стоила того, чтобы за нее сражаться. Прабхупаду очень вдохновляло, когда его ученики принимали все с надеждой и энтузиазмом, и продолжали продвигать миссию, полагаясь на Кришну.

В конце концов, продолжать можно было, потому что Шрила Прабхупада любил своих учеников, а они любили его. Из любви он дал им величайшее сокровище, и из любви они следовали его наставлениям. Это и есть смысл духовной жизни. Движение сознания Кришны росло на фундаменте этой любви. Некоторые ученики пали и вернулись к своим материалистическим привычкам, это неудивительно. Но Прабхупада смотрел на тех искренних преданных, которые остались. Это важно, говорил он. Одна луна ценнее множества звезд, и всего несколько искренних соратников могут вершить великие дела. Искренние и разумные остаются, и Господь Чайтанья Махапрабху дает им полномочия донести до всех людей Его желание распространить любовь к Кришне. Так преданные могут сделать свою жизнь совершенной. Многие ученики на самом деле уже испытали это на себе. Сознание Кришны принесло плоды, поскольку они практиковали его со всей искренностью, а также потому, что Шрила Прабхупада терпеливо и заботливо помогал им ухаживать за растущей лианой их трансцендентного любовного служения Кришне, которую он посадил в их сердцах.

Глоссарий

А

Абхишека — церемония омовения, особенно при коронации царя или при установлении Божества в храме.

Ачарья — идеальный учитель, тот, кто учит собственным примером; духовный учитель.

Акаша-прадипа — светильник, устанавливаемый на крыше храма в Индии, особенно в месяц Карттика.

Анна — индийская