Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 296 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 296

счете, безличен, а живое существо равно Богу.

Метхи — молодые зеленые побеги и листья растения шамбала.

Мриданга — священный индийский глиняный барабан с двумя мембранами, используемый для сопровождения киртана.

Млеччхи — нецивилизованные люди, стоящие вне ведической социальной системы, в большинстве своем питающиеся мясом.

Млеччха-деша — буквально «земля млеччх».

Мокша — освобождение из круговорота повторяющихся рождений и смертей.

Мукти — см. мокша.

Мурти — изваяние Божества.

Н

Намаскар — почтительное приветствие сопровождаемое характерным жестом — складыванием ладоней перед грудью.

О

Орийский (орисский) — относящийся к Ориссе, индийскому штату, лежащему на восточном побережье Индии.

П

Пайса — сотая часть рупии.

Панчамрита — пять жидкостей, использующихся при омовении Божества: молоко, йогурт, гхи, мед и сахарный сироп.

Пандал — большой навес или шатер.

Пандит — ученый.

Панир — простой прессованный сыр, изготовляемый из свежего молока посредством его створаживания.

Паппадамы — хрустящие пряные вафли из дала.

Параматма — Сверхдуша; Верховный Господь, пребывающий в каждом атоме Творения; внутренний свидетель и проводник, сопровождающий каждую обусловленную душу.

Парампара — авторитетная линия ученической преемственности.

Парикрама — обхождение святого места.

Паривраджакачарья — третья стадия санньясы, четвертого уклада жизни, при котором преданный постоянно путешествует и проповедует.

Пера — вид сладкой молочной помадки, весьма популярный в Индии.

Прабху — господин.

Пранам — поклон.

Пранама-мантра — мантра, произносимая во время предложения поклона.

Прасад — пища, освященная предложением Господу Кришне с любовью и преданностью.

Прасадам-сева — почтительное поедание прасада.

«Простое Чудо» — мягкие, бледно-желтые сладкие шарики из сухого молока, сахара и масла.

Пуджа — поклонение в соответствии с авторитетным ритуалом.

Пуджари — священник, занимающийся поклонением Божеству.

Пуранический — относящийся к 18 историческим дополнениям к Ведам.

Пури — мягкий и хрустящий вздутый жареный хлебец.

Р

Радхаштами — день явления Шримати Радхарани, вечной супруги Кришны.

Раса — любовное настроение или вкус, которым наслаждаются преданные в любовном обмене с Верховным Господом.

Расагуллы — сладкие сочные шарики из панира, вареные в сиропе.

Раса-лила — одна из игр Кришны, Его танец с гопи.

Ратха-ятра — ежегодный праздник-шествие, во время которого Божества Господа Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры везут на огромных колесницах с высокими куполами в.

С

Сари — индийская женская одежда, представляющая собой длинный кусок ткани, драпирующийся вокруг тела и перебрасываемый затем через плечо и покрывающий голову.

Садху — святой или сознающий Кришну человек.

Самадхи — транс; полное погружение в сознание Кришны.

Самосы — слоеные треугольные пирожки с вегетарианской начинкой, употребляемые как закуска.

Сампрадая — см. Парампара.

Самсара — цикл повторяющихся рождений и смертей в материальном мире.

Санатана-дхарма — вечная религия: преданное служение.

Сакиртана — совместное прославление Бога, особенно посредством пения Его святого имени.

Санньяса — в духовной культуре четвертый уклад жизни, отречение от мира.

Сабджи — блюдо из тушеных овощей.

Сударшана-чакра — высшее оружие Господа, напоминающее пылающее огнем колесо с острым ободом.

Сурабхи — коровы, живущие в обители Господа Кришны, дающие неограниченное количество молока.

Сваха — мантра, повторяемая во время предложения жертвы на священном огне.

Т

Тал — плод пальмы пальмирской (Borassus gen.)

Тамбура — струнный музыкальный инструмент с длинной шейкой, сопровождающий своим гудящим звуком бхаджаны.

Тапасья — аскетический подвиг; добровольное принятие на себя каких-то ограничений или неудобств ради высшей цели.

Тилака — благоприятный знак, наносимый преданными глиной на лоб и другие части тела, чтобы превратить тело в храм Господа.

Тимингила — большая рыба, описанная в пуранической литературе, которая способна проглотить кита целиком.

Туласи — священное растение, очень дорогое Кришне и потому почитаемое Его преданными.

У

Упадешамрита — короткий трактат на санскрите, написанный Рупой Госвами и содержащий важные наставления о преданном служении Господу Кришне.

Урад-дал-качаури — закуска, представляющая собой пирожки с начинкой из жареных лущеных бобов урад со специями.

Х

Халава — сладкий, маслянистый десерт из поджаренной манки.

Хануман — великий слуга Господа Рамачандры, имеющий тело обезьяны.

Хари-нама-санкиртана — совместное пение святых имен Верховного Господа.

Ч

Чаддар — шаль, покрывало, которым закутывают обычно верхнюю часть тела.

Чапати — печеные на сковороде лепешки, приготовленные из муки из цельного зерна.

Чайтанья-чаритамрита — жизнеописание Шри Чайтаньи Махапрабху, написанная на бенгали Шрилой Кришнадасом Кавираджей в конце шестнадцатого века.

Чайтанья Махапрабху — воплощение Господа Кришны в эпоху Кали. Он явился в Навадвипе, Западная Бенгалия, в середине шестнадцатого века и установил юга-дхарму (основной религиозный закон для данной эпохи) — совместное пение божественных имен Бога.

Ш

Шастра — богооткровенное писание; ведическая литература.

Шактьявеша-аватара — живое существо, уполномоченное Богом на исполнение определенной деятельности.

Шикха — локон, оставляемый на затылке вайшнава во время бритья головы.

Шлока — санскритский стих.

Шримад-Бхагаватам — Пурана, историческое повествование, написанное Вьясадевой специально для того, чтобы дать людям более глубокое понимание Господа Кришны.

Шудра — согласно ведическому принципу социального деления людей по роду занятий, член класса рабочих.

Э

Экадаши — особый день, предназначенный для усиленной медитации на Кришну, приходящийся на 11-й день после полнолуния или новолуния. В этот день предписывается воздержание от зерно-бобовых.

Об авторе

Курма-дас родился в Англии 26 декабря 1952 года. В июне 1964 о переехал в Сидней (Австралия) вместе со своей семьей. Спустя шесть лет, во время обучения в последнем классе школы он встретился с членами Движения сознания Кришны, только что начавшегося в стране.

10 мая 1971 года в Сиднее он был подобающим образом принят в ученики Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

Исполняя много разнообразного служения в течение двадцати шести лет своего пребывания в ИСККОН, Курма известен, однако, тем, что установил высокий стандарт изысканной вегетарианской кухни в Движении.

Его десятилетние