где для него была организована пресс-конференция, и пение возобновилось.
Пока телевизионщики и газетчики настраивали свою аппаратуру, Прабхупада уселся, скрестив ноги, в мягкое кресло, и стал подыгрывать киртане на караталах. Он сидел, очень серьезный, утопая в гирляндах, окруженный небольшой группой преданных, расположившихся перед ним на полу. Позади него, на стене, преданные повесили большой ярко-красный плакат, извещавший о расписании лекций Прабхупады на ближайшие несколько дней.
Вопросы посыпались сразу.
— Какова цель вашего приезда в Австралию? — спросил один репортер.
— Я приехал для того, чтобы распространить послание любви к Богу, достигаемой через повторение Святых имен — Харе Кришна. Повторение маха-мантры очищает сердце от всякой грязи.
— Не отрываетесь ли вы от жизни?
— Нет. Мы тоже работаем, тоже спим, тоже едим. Но, в отличие от всех остальных людей, сосредоточенных на удовлетворении материальных потребностей, мы сосредоточены на удовлетворении духовных потребностей.
Репортер спросил о христианстве. Прабхупада честно и открыто сказал, что христианство — это провал, «… потому что вы не знаете толком, чт? есть Бог. Если я спрошу вас, чт? есть Бог, вы не сможете ответить мне».
Сознание Бога, объяснил он, остро необходимо повсюду. Поэтому, сказал Прабхупада, он и путешествует везде, как купец. Купец ищет покупателей всюду, где только возможно. Подобным образом и он путешествует повсюду, разыскивая тех, кто достаточно умен, чтобы принять его послание.
— Для нас нет разницы, Австралия или другое место, — сказал он. — Это правительства устанавливают границы: «Здесь будет Австралия», но мы рассматриваем весь мир как землю Кришны.
* * *
Мельбурнский храм (улица Барнета, 14) представлял собой чистенький белый террасный дом, приютившийся между частной гостиницей и целым рядом других поздне-викторианских террасных домов в центре приморского района Сент-Кильда. Сейчас «Сент-Кильда» — синоним преступности, наркотиков и проституции, но это не всегда было так. Были времена, в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Сент-Кильда была самым престижным районом Мельбурна, там в элегантных особняках жили правители штата Виктория. В первой половине двадцатого века Сент-Кильда стала центром развлечений. В 1912 году ее Луна-парк — копия нью-йоркского Кони-айленда — был новейшим, величайшим и наилучшим увеселительным парком мира.
В бурные годы Второй мировой войны Сент-Кильда стала местом «отдыха и развлечения» американских войск, а в послевоенные годы город стал первым приютом для многочисленных беженцев из Европы.
Не утратив своего космополитического облика, Сент-Кильда ныне перестала быть престижным районом. Однако из нее легко было добираться до города — несколько остановок на трамвае или на электричке — и, что было еще более важно для преданных, арендная плата там была невысока.
Большинство преданных приехали в аэропорт, чтобы приветствовать Шрилу Прабхупаду. Некоторые, однако, остались в храме, бешено отчищая последние пятна краски со свеже-лакированного пола алтарной комнаты. В тот момент, когда последнее ведро благоухающей розами воды было выплеснуто на ступеньки парадного крыльца, к бордюру подъехал темно-красный лимузин.
Прабхупада вышел из автомобиля, вошел в центральные ворота и прошел по маленькой тропинке. Жестянки с краской только что были унесены из-под еще не до конца просохших стен, малярные подмостки спешно убраны со сверкающего пола алтарной. Шрила Прабхупада пришел в алтарную раньше большинства преданных, так что лишь немногие, некоторые все еще в рабочей одежде, смогли приветствовать его там.
Террасный дом с узким фасадом, в котором располагался храм, внутри казался просторным, хотя ни одна их его десяти комнат в отдельности не была большой. Простор появился, когда гостиную и столовую объединили в одно действительно большое помещение, в котором расположился алтарь.
Шрила Прабхупада вошел и сел на бледно-желто-бирюзовую вьясасану. Поскольку в алтарной еще шли работы, занавес алтаря был закрыт. Храмовое помещение освещал лишь солнечный свет, лившийся сквозь окна фасада. Преданные в спецовках, с руками в быстросохнущем клее, заканчивавшие склейку алтаря, поспешно выбегали из-за занавеса.
В тот момент, когда преданные, ездившие в аэропорт, влетели в алтарную, Кришна-Преми, глотая слезы, начала киртану, подыгрывая себе на фисгармонии. Храм стал наполняться. Кто-то предложил Шриле Прабхупаде блюдо «простых чуд», и он жестом показал, что их нужно раздать присутствовавшим преданным.
Видно было, что Прабхупада доволен трудами преданных, готовивших алтарную.
— Сколько вы платите за аренду? — спросил он Ханумана, который вместе с другими преданными только прибыл из аэропорта.
Хануман громко ответил:
— Тридцать четыре доллара в неделю.
Прабхупада одобрительно кивнул, оглядывая храм, заполненный молодыми ребятами и девушками, неофитами, которые практически ничего не знали о духовной жизни и, во многих случаях, очень немного о материальной. Прабхупада понимал, что многие из них почти разрушены незаконным сексом и наркотиками. Некоторые были, по выражению Прабхупады, «детьми богатых отцов», но стали хиппи и детьми улиц.
Прабхупада, однако, был уверен, что поскольку они так серьезно приняли сознание Кришны, их прежние ошибки не помешают им прогрессировать духовно. В своей «Книге о Кришне»21 Прабхупада объясняет, что современная молодые люди Запад, хотя и красивы от природы, но грязны и угрюмы. Их красота скрыта. Но, как павлины во Вриндаване начинают в восторге танцевать в начале сезона дождей, когда муссонные дожди оживляют сухую землю, так и эти молодые люди оживают от