Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 84 ------

Курма дас - Великое духовное приключение - Страница 84

главной аллее, огибавшей квадратный двор, наши пути встретились, и Прабхупада медленно прошел мимо нас к низкой сцене. Я понял, что он будет говорить, и решил остаться.

Студент-аспирант Ральф Стивенсон, стоявший в толпе, тоже понял, что эта встреча предвещает великие перемены в его жизни.

Ральф Стивенсон: Я ел во дворе свой завтрак. Я слышал о предстоящей лекции и вместе с пятьюдесятью другими студентами стоял возле маленькой открытой сцены. Она была устроена у входа в кафетерий, чтобы привлечь внимание студентов, идущих на обед. Прабхупада сел на маленькое сиденье. Некоторые студенты тоже уселись, а другие остались стоять. Прабхупада взял караталы и запел.

Ричард Нэйсмит: Когда Прабхупада сел, я смог рассмотреть его более внимательно. На нем были роскошные темно-шафрановые шелковые одежды, которые, казалось, сияли, отражая свет полуденного солнца. Я был потрясен мощной энергией присутствия Прабхупады. На нем была красивая цветочная гирлянда. Отбивая на своих сияющих караталах ритм «раз-два-три-и», он казался несколько печальным или мрачным. Закрыв глаза, он запел низким голосом. Он выглядел сдержанным и, казалось, был погружен в размышление.

После долгой киртаны Прабхупада начал лекцию. Как обычно, это не была заранее подготовленная речь на заданную тему. Серьезная и научно безупречная, она затрагивала несколько философских положений. Он говорил ясно, не подбирая слов. Он точно знал, что хочет сказать. Вопрос был только в том, сколько из его речи сможет взять его беспокойная аудитория.

Современный мир страдает, объяснял Прабхупада, из-за неправильного представления, что тело — это и есть личность. Однако тело не является личностью и, следовательно, не может дать счастья, к которому стремится индивид. Логика Прабхупады сбивала с ног.

— Допустим, вам двадцать лет. Это означает, что вы потеряли двадцать лет отпущенной вам жизни. Вы потеряли двадцать лет, так сказать, умерли на двадцать лет. Мне семьдесят шесть лет. Это означает, что я умер на семьдесят шесть лет. Поэтому говорить, что года растут, неверно. Года убывают. Кто-то скажет: «Вам семьдесят шесть. Вы очень продвинулись». Я не продвинулся. На самом деле я сократил оставшееся мне время. Продолжительность жизни ограничена. Она предопределена. В соответствии с прежними своими поступками мы получаем тело, продолжительность жизни которого установлена заранее. Уровень счастья и несчастья тоже заранее установлен. Изменить его невозможно. Допустим, человеку определено жить сто лет. В наше время никто не живет сто лет. Максимум восемьдесят или девяносто, да и то нечасто. Моя бабушка дожила до девяносто шести лет. Мой отец прожил восемьдесят четыре года. Я не знаю, сколько отпущено мне, но я еще жив. Однако продолжительность жизни в эту эпоху неуклонно сокращается. Вы все студенты Университета. Но нет науки, которая учила бы, как продлить жизнь или как остановить смерть. Это невозможно. Рождение, смерть, старость и болезни — вот четыре проблемы нашей жизни.

Прабхупада напомнил студентам, что ни в этом, ни в других учебных заведениях нет факультета, на котором бы учили науке о душе. Чтобы получить знание о ней, нужно обратиться к Бхагавадгите.

— Движение сознания Кришны учит знанию о душе. Что такое душа? Каковы потребности души? Каким образом душа оказывается в ловушке материального тела? Как душе освободиться? И что делает душа после освобождения? Вот эти вопросы мы рассматриваем, и все они превосходно освещены в предварительном духовном учебнике, Бхагавадгите. На следующем курсе мы уже изучаем Шримад-Бхагаватам. Единственное, о чем мы просим, это чтобы вы не отвергали эту науку, это знание. Постарайтесь понять душу.

Прабхупада сделал еще более дерзкое заявление.

— В настоящее время ни один профессор или ученый не может объяснить то, что присутствует в живом теле, но не присутствует в мертвом. На самом деле, в соответствии с Ведами тело уже мертво, но до тех пор, пока душа пребывает в теле, оно кажется живым. Пока ваш пиджак надет на вас, он кажется живым — он движется. В пиджаке нет жизни, но поскольку ваше тело движется, пиджак тоже движется и делает вид, что он живой. Подобным образом, тело движется только потому, что внутри него движется душа. Но как только душа покидает тело, оно прекращает двигаться, и мы называем его «мертвым». Но на самом деле тело мертво с самого начала.

Простейший метод осознания души, заключил Шрила Прабхупада, рекомендован ведической литературой — это пение харе-кришна-мантры. При этом наш разум или сознание очищаются, и мы становимся способны осознать, что мы не тело, а вечный дух. И это освобождает нас от пылающего жара материального существования.

— Сегодня утром Хануман-Прасад Госвами сообщил мне, что все чаще и чаще молодые люди совершают самоубийство. Почему? Почему они ощущают такое разочарование и безнадежность, несмотря на такое высокое образование? У вас, на Западе и речи нет о нищете. Все вы состоятельные, обеспеченные люди. Так откуда же это разочарование, о котором наш санньяси рассказал мне?

Тон Прабхупады стал настойчивым, когда он с состраданием взывал к своим слушателям:

— Но на самом деле причин для разочарования нет — есть веские причины для ликования. Почему? Потому что существует Движение сознания Кришны. Не разочаровывайтесь. Попытайтесь понять Движение сознания Кришны, его научность, авторитетность, его

Навигация:

Страница 86
Страница 85
-- Страница 84 --
Страница 83
Страница 82