Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 35 ------

Мадхурья Кадамбини даси - Панчатантра - Страница 35

быть в дружбе, чем в ссоре: нельзя воевать с тем, кто сильнее тебя, ведь облака не идут против ветра. Человека, у которого очень много друзей, невозможно сломить, как не свалить бамбук, обвитый колючками: они не дадут к нему подойти. Слава того, кто был непобедимым во многих битвах, покоряет всех, и если ты будешь его союзником, то и твои враги окажутся побежденными. А с человеком простого рода так же следует поддерживать дружбу, ибо порой без него обойтись невозможно. Поэтому, - завершил свой рассказ коршун, - лебедь - достойный союзник, ибо он обладает многими из этих качеств.

- Вот видишь, махараджа, - продолжал аист, - коршун все время убеждает павлина заключить с тобой мир. Тот еще не уверен, стоит ли делать это, но шансы есть.

- Что скажешь ты, министр? - обратился раджа лебедь к селезню. -Стоит ли идти на этот союз? Что говорят по этому поводу шастры?

- В шастрах утверждается следующее, - ответил селезень. - "Союз нельзя заключать с юнцом, со стариком, с трусом, с соплеменниками трусов, с жадными, с сыном жадных родителей, с неудачником, с голодным и с человеком медлительным". Юнец не понимает, какие последствия несет война. На старого, слабого и больного человека не рассчитывают даже родные. Трус убегает с поля боя, а соплеменник трусов остается один на поле боя, ибо трусы его покидают. Жадный не пойдет в бой, не получив награды, а сын жадных погибает при дележе добычи, потому что его родным покажется, что он их обделил. Неудачник, полагаясь на судьбу, ничем не станет себя утруждать. Голодный упадет от голода. Медлительный будет поражен в бою так же, как ворона была побеждена совой в беззвездную ночь.

- А что там произошло между вороной и совой?

- А вот что.

Как вороны и совы стали врагами

На большом баньяновом дереве жили вороны, а неподалеку, в горной пещере, жили совы. Царь сов так не любил ворон, что каждую ночь, вылетая из пещеры в поисках пищи, убивал всех ворон, попадавшихся ему на пути, что произвело опустошение в их рядах. Вороны были не способны нанести ответный удар, поскольку он нападал только по ночам, когда они ничего не видят. А вражда между воронами и совами началась так.

Увидев красавицу Парвати, оба великана пришли в восхищение.

- Она моя! - воскликнул Сунд.

- Нет, моя, - настаивал Упасунд,

Сунд утверждал, что Парвати должна принадлежать ему, а Упасунд твердил, что он имеет на нее такие же, если не большие, права, как и Сунд.

Разгорелась ссора, и великаны решили позвать какого-нибудь брахмана, чтобы он рассудил их. Шива принял образ старика и пошел по дороге, проходившей неподалеку от того места, где ссорились Су ид и Упасунд. Увидев брахмана, великаны попросили его рассудить их.

- Отец, - сказал Сунд, - окажи милость, разреши наш спор.

- Из-за чего вы ссоритесь? - спросил старый брахман.

- Я получил эту красавицу за свое подвижничество, и она моя, -сказал Сунд.

- Нет, - сказал Упасунд, - я больше его каялся, и поэтому она моя.

- Неправда, - сказал Сунд, - ты не больше меня каялся. Парвати принадлежит мне.

И они снова принялись кричать и ругаться, но тут брахман остановил

их:

- Братья! Вы вместе были подвижниками и вместе каялись. Трудно сказать, кто каялся больше. Вы воины, и пусть спор ваш решит поединок. Кто сильнее, тот и получит красавицу Парвати.

Сунд и Упасунд тотчас же схватили дубины и бросились друг на друга. Дрались они яростно, но силы их были равны, и поэтому ни один из них не мог одолеть другого. А старик брахман стоял в стороне и улыбался.

Сунд и Упасунд сражались так долго и наносили друг другу такие страшные удары, что в конце концов, обессиленные, упали на землю, и оба умерли. А бог Шива взял за руку свою супругу Парвати и удалился.

- Поэтому я и говорю, - продолжил свой рассказ коршун, - что с противником, равным тебе по силе, лучше вступить в союз, чем бороться.

- Почему же ты не дал мне этого совета раньше? - спросил павлин.

- А разве ты слушал меня? Ты вспомнил обо мне, лишь когда тебя начали теснить, и тебе потребовалась моя помощь. Я никогда не одобрял этой войны., потому что считаю, что с лебедем лучше жить в мире, чем во вражде, ибо недаром говорится: `’Заключай союз с правдивым, благородным, справедливым, могущественным, с тем, кто умеет дружить, с тем, кто был победителем во многих битвах, а так же с человеком простого рода. Эти семеро будут достойными союзниками". Правдивый тебя не обманет, если ты заключишь с ним союз. Благородный тебя не продаст и не совершит низости даже под угрозой смерти. Справедливый

будет надежной опорой, ибо все станут на его защиту, если на него нападут: тот, кто борется за правое дело, - непобедим. С могущественным лучше быть в дружбе, чем в ссоре: нельзя воевать с тем, кто сильнее тебя, ведь облака не идут против ветра. Человека, у которого очень много друзей, невозможно сломить, как не свалить бамбук, обвитый колючками: они не

Навигация:

Страница 37
Страница 36
-- Страница 35 --
Страница 34
Страница 33