Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Беседы о джапе
------ Страница 24 ------

Беседы о джапе - Страница 24

или как желание проповедовать, или даже как неожиданные обстоятельства, разрушающие наши последние привязанности к этому миру.

Ответы на вопросы преданных воодушевляют меня - я словно просыпаюсь. Однако я не тешу себя иллюзиями, что достиг совершенства повторения, поскольку смог ответить на несколько вопросов. Просто, отвечая на эти вопросы, я чувствую, что могу сделать что-то полезное. Я испытываю приятное возбуждение, когда я говорю о том, что наша искренность проявляется в наших стараниях повторять Святое Имя, и что если мы будем прилагать все больше усилий в этом направлении, по милости Господа с нами начнут происходить разные замечательные события. Я начинаю что-то понимать. Наверное, рассчитывать, что можно достичь совершенства, наращивая количество кругов или делая что-либо подобное, - это очередная пустая затея. Однако ради чего человеку еще жить, как не ради надежды на лучшее? Единственная альтернатива - стать фаталистом или занять пассивную позицию: «Когда Кришна захочет, чтобы мое повторение стало лучше, Он сделает это. Нет никакого смысла даже пытаться».

Особенно мне запомнились мои собственные слова о том, что не следует ожидать от повторения никаких других результатов кроме одного: мы начинаем уделять Святому Имени все больше внимания и времени. Стремитесь к тому, чтобы ваша решимость и усилия были на должном уровне, но не ожидайте от этого никаких результатов. Произнося эти слова, я проповедовал самому себе. Всего лишь подумав об этом, я почувствовал побуждение попросить Кришну сохранить эту волну. Пусть она несет меня. За словами должны следовать действия - прогулки, беседы и действия ради совершенствования джапы.

5 августа

Сегодня во второй половине дня преданные уезжают в Дублин, так что для меня это последняя возможность ответить на их вопросы. Утром я стал свидетелем «невозможности» контролировать ум. Я был вынужден согласиться с утверждением Арджуны в «Бхагавад-гите» о том, что управлять умом сложнее, чем обуздать порывы ветра. Это напомнило мне также о молитве Господа Брахмы: «Пока человек не обретет хотя бы каплю Твой милости, о Господь, он не сможет постичь Тебя. Этого не добиться ни умозрительными рассуждениями, ни какими-либо искусственными методами».

Повторяем ли мы Харе Кришна в храме, в кутире или на прогулке, мы всегда подобны птицам чакора, ожидающим капли милости Кришны. Если во время повторения нам и нужно о чем-то думать, так это о том, чтобы не забыть попросить Господа: «Пожалуйста, пролей на меня немного милости, чтобы я смог познать Тебя, любить Тебя и служить Тебе. Я хочу со всем почтением относиться к служению Тебе посредством харинамы и поэтому прошу Тебя позволить мне совершенствоваться, пролив на меня капельку Твоей милости».

***

У Нитья-лилы даси целый список вопросов. Мне нравится, что преданные искренне стараются улучшать джапу, а их вопросы отражают это желание. Они не придумывают эти вопросы, чтобы выглядеть умными. Напротив, их честные вопросы раскрывают их духовную нищету, ибо никто не станет задавать таких вопросов, не будучи готовым к уничижению.

Нитья-лила заметила, что когда мы испытываем опустошенность в жизни, повторение Харе Кришна, похоже, усиливает ощущение реальности. «Если это действительно так, следует ли нам развивать в себе чувство неудачливости и меланхоличность по отношению к своей полной опасностей жизни?»

Меланхоличность? Мне кажется, что это неправильное умонастроение. Мы не должны быть материально подавленными. Меланхолия - это болезнь. Тому, кто не обладает убежденностью, что Кришна присутствует в его жизни, придется пройти через суровые превратности судьбы. Кришна всегда остается надеждой и опорой преданного, поэтому у преданных отсутствуют суицидальные тенденции и даже склонность к меланхолии. Даже неофит должен быть исполнен радости. Мы должны быть благодарны чистому преданному за то, что он появился в нашей жизни, а также за то, что он повторяет Харе Кришна. Духовное уныние приходит на более высоких ступенях. Такова «меланхолия» гопи в разлуке с Кришной.

Прабхупада же советует нам развивать чувство сожаления. Комментируя стихи, в которых Аджамила раскаивается в своей греховной жизни, Прабхупада пишет, что мы тоже должны принять это умонастроение и всегда помнить о совершенных нами грехах. В комментарии к стихам, в которых Махараджа Парикшит сожалеет о проступке, совершенном им по отношению к медитирующему мудрецу, Прабхупада пишет, что все грехи сгорают в огне раскаяния. Раскаяние уместно и по отношению к нашему невнимательному повторению, и также по отношению к нашим неудачным попыткам предаться. Эта наша неспособность до определенной степени проистекает из грехов, совершенных в этой жизни, а также в прошлых жизнях, представляющих собой длинную историю нашего бунта против Бога. Если подобное чувство раскаяния приводит к более чистому и смиренному состоянию, мы приветствуем его. Такое раскаяние и смирение отличается от жалости к самому себе преданного-неофита, которого подобные переживания только лишают силы. Такой неофит прекращает служение и считает, что недостоин быть преданным. В итоге он неизбежно возвращается к удовлетворению чувств и деградирует.

В эту худшую из эпох мы крайне удачливы как духовно, так и материально. Поэтому мы должны быть полны энтузиазма и воодушевления, изо всех сил трудясь под руководством гуру. Мы - обезьяны, призванные в армию Рамы. Наше будущее очень светло. Несмотря на то, что мы - ничтожные создания, Кришна дал нам чудесное

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22