Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Беседы о джапе
------ Страница 26 ------

Беседы о джапе - Страница 26

чтобы не спугнуть его.

В этот момент я вспомнил замечание Нитья-лилы о необходимости дорожить редкими мгновениями. Слишком легко не замечать того, что каждый день Кришна предоставляет нам множество возможностей заглянуть в необычайный мир сознания Кришны. Иногда к нам даже приходит милость, о которой мы молили, однако мы в своей тупости не замечаем ее. Подобно тому, как сегодня впереди вдруг появился этот олень, по воле Кришны нам может выпасть шанс внимательно повторять Святое Имя. И в такой момент мне не хотелось бы весело сбегать с пригорка, целиком поглощенным ложным эго и наслаждением чувств, не обращая внимания на эту благоприятную возможность. О Господь, о энергия Господа, пожалуйста, займите меня служением Вам.

* * *

Часть вторая

6 августа

Читая «Шримад-Бхагаватам», я встретил в комментарии Шрилы Прабхупады стих из «Шик-шаштаки» и задумался о значении этих молитв. Прабхупада называет их «молитвами, обладающими непреходящей ценностью». У одной преданной здесь есть текстовый процессор, имеющий множество интересных шрифтов, поэтому я попросил ее распечатать мне текст «Шикшаштаки», который я мог бы постоянно держать на своем столе. Она сделала мне еще одну копию меньшего размера, которую я зала-минировал и теперь ношу с собой в кармане.

Давайте взглянем на этот стих:

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам

шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханампрати-падам пурнамритасваданам

сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

Слава шри-кришна-санкиртане, которая очищает сердце ото всей грязи, накопившейся там за долгие годы и гасит пожар обусловленной жизни, состоящей из повторяющихся рождений и смертей. Это движение санкиртаны - величайшее благословение всему человечеству, ибо оно источает лучи благословляющей луны. Оно есть жизнь трансцендентного знания. Это движение расширяет океан трансцендентного блаженства и дает нам возможность в полной мере насладиться вкусом нектара, которого мы всегда жаждем.

Таков перевод первого стиха, сделанный Шрилой Прабхупадой. Повторение Святого Имени дает нам возможность в полной мере насладиться вкусом нектара, которого мы всегда жаждем. Мы жаждем наслаждаться нектаром. Если это желание окрашено чувственным наслаждением, значит, оно не слишком возвышенно. Однако если желание это чисто, то оно указывает на высший вкус. Под «нектаром» подразумевается служение Кришне, поскольку именно служение Богу приносит наслаждение душе. Кришна так привлекателен, что любое соприкосновение с Ним приносит наслаждение, однако чем ниже наш духовный уровень, тем меньшее удовольствие мы получаем от соприкосновения с Кришной и поэтому, повторяя Святое Имя, мы не испытываем вкуса. Почему? Потому что мы считаем, что нектар содержится в какой-то другой деятельности. На первый взгляд в джапе нет никакого нектара, поскольку язык просто повторяет снова и снова одни и те же слова. Где же наслаждение?

Одна преданная рассказала мне, что когда она училась в гурукуле, учитель сказал им, что повторение Святого Имени подобно нектару. Желая доставить удовольствие учителю, девочка сказала, что ей кажется, что после упорных усилий она действительно почувствовала какой-то вкус. Она стала уверять учителя, что однажды, повторяя мантру, она ощутила вкус бурфи Учитель рассмеялся и похвалил ее, объявив: «Посмотрите, такая-то даси достигла такого высокого уровня, что повторение кажется ей подобным бурфи». Другие взрослые тоже поддакивали ей: «Так что, джапа идет хорошо?» «Да, вкусно, как бурфи».

Это было плодом ее воображения. Просто девочке очень хотелось хорошо выглядеть в глазах учителя. Чтобы побудить ребенка повторять, хороша любая мотивация, будь то золотые звезды, вкус бурфи или хорошая репутация. Когда же мы становимся старше, подобные вещи уже не мотивируют нас. Мы хотим чего-то настоящего, но не чувствуем нектара при повторении. Другими словами, мы уже не занимаемся самообманом, но еще не чувствуем нектара.

Однако на самом деле это не совсем так. Определенный вкус мы чувствуем, хотя факт этот может быть не столь очевидным. Возьмем, к примеру, горячую патоку. Как говорит Прабхупада, горячая патока настолько сладка, что вам хочется пить и пить ее, но так горяча, что вам хочется остановиться. У нас есть вера в то, что Кришне нравится, когда мы повторяем мантру, даже если нам это кажется сухим.

Я помню, как несколько лет назад читал книгу православного монаха о повторении иисусовой молитвы. Он писал: «Когда вы повторяете и просто боретесь с собой, превозмогая сухость, не думайте, что это пустая трата времени. Может оказаться, что такое повторение даже важнее, чем повторение, во время которого вы испытываете подъем, потому что подъем - это удовлетворение чувств, по крайней мере, на начальном этапе». Иными словами, если мы рассчитываем на «подъем», значит, мы повторяем только ради того, чтобы наслаждаться нектаром. Но если наш повторение - это волевой акт подношения Богу без ожидания награды, то, по мнению этого монаха, такое повторение намного лучше.

Это странная ситуация. Непонятно, что Кришне нравится больше: когда мы страдаем от сухого повторения или когда мы счастливы, испытывая духовный вкус? Кришна хочет от нас искреннего чувства. Возможно, что мы не испытываем в данный момент блаженства из-за своих оскорблений, однако когда Кришна увидит, что, несмотря ни на что мы настойчиво продолжаем прилагать усилия, Он останется доволен нами. В данный момент мы лишены наслаждения повторением Святого Имени, поэтому нам необходимо следовать принципу шреяса. Нектар придет, однако вначале мы должны понять, что в действительности является нектаром.

Размышляя об этом, я вспомнил о

Навигация:

Страница 28
Страница 27
-- Страница 26 --
Страница 25
Страница 24