Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 34 ------

Очерки ведической литературы - Страница 34

Личность, владеющая всеми достояниями (красотой, силой, славой, богатством, знанием и отречением).

Бхакти — бескорыстная духовная преданность Господу.

Бхарата-варша — традиционное название Индии, которое можно найти в Писаниях. Дословно оно означает: Земля Бхараты". Бхарата был повелителем древней Индии.

Брахма — первое сотворенное живое существо этой вселенной. Он повелевает раджо-гуной, гуной страсти, и под началом Вишну создает все разнообразные формы жизни в этой вселенной.

Брахмачари — человек, посвятивший себя изучению Вед, живущий под присмотром духовного учителя и соблюдающий обет целомудрия.

Брахмачарья первый из четырех ашрамов, духовных ступеней человеческой жизни. В течение этого периода (от 5 до, приблизительно, 25 лет) ученик воздерживается от половой жизни и под руководством гуру изучает Веды.

Брахман — 1) дух; 2) имперсональный, всепроникающий аспект Абсолюта; 3) Верховное Существо.

Брахман — человек, принадлежащей к высшей из четырех варн (социальных и профессиональных подразделений, составлявших ведическое общество); человек, прошедший духовную подготовку и обладающий качествами учителя или священнослужителя.

Брахманы — раздел Вед, в котором содержатся детальные наставления по проведению ритуальных жертвоприношений.

В

Вайкунтха — буквально, «без тревог». Вечный духовный мир, лежащий за пределами материального космоса.

Вайшья - представитель третьей из четырех варн, (социальных и профессиональных подразделений), составлявших ведическое общество, земледелец или торговец.

Вайшнав — преданный, или почитатель Вишну, Кришны или другой формы Бхагавана.

Ванапрастха — третий из четырех ашрамов (духовных ступеней человеческой жизни). Вступивший в нее отстраняется от семейной и общественной жизни и путешествует по святым местам, готовя себя к санньясе, жизни в отречении.

Варнашрама-дхарма — древняя ведическая структура общества, состоящая из четырех профессиональных групп (варн) и четырех духовных ступеней (ашрамов), предназначенная для создания социальной, экономической и политической стабильности, а также обеспечения духовного благополучия всех его членов.

Варны — четыре социальных и профессиональных подразделения, составлявшие ведическое общество. К ним относятся: брахманы (учителя и священнослужители), кшатрии (воины и адмистраторы), вайшьи (торговцы и земледельцы) и шудры (ремесленники и рабочие).

Веданта-сутра — философский трактат, созданный Вйасадевой и состоящий из афоризмов, раскрывающих суть Упанишад.

Веды — четыре изначальных Богооткровенных ведических Писания (Риг, Сама, Яджур и Атхарва), позднее записанных мудрецом Вйасадевой.

Вишну — экспансия Бхагавана Шри Кришны. Вишну, обычно изображаемый с четырьмя руками, покровительствует материальной гуне благости (добродетели — саттва-гуне) и является источником Брахмы и Шивы. Существует множество экспансий Вишну, и все они суть та же самая Верховная Личность, Бхагаван.

Вйасадева (КришнаДваипайана Вйаса) — „литературная инкарнация Бога", составивший, согласно традиционной ведической историографии, Веды и Упанишады, написавший Веданта-сутру, Пураны и Махабхарату.

Гопи — пастушки, девушки Вриндавана, чья чистая, преданная любовь к Кришне описана в Бхагавата Пуране и более поздних произведениях о преданном служении.

Грихастха — 1) второй из четырех ашрамов (духовных ступеней человеческой жизни). Человек, вступивший в него, заводит семью и работает. 2) тот, кто находится в этом ашраме.

Гуна-аватары — три божественные личности, повелевающие тремя гунами. Под началом Господа Вишну находится гуна благости (саттва-гуна), Господа Брахмы - гуна страсти (раджас), Господь Шива управляет гуной невежества (тамас).

Гуны — буквально, «веревки». В материальной природе существует три гуны - благости, добродетели (саттва), страсти (раджас) и невежества (тамас). Все они обуславливают заблудшие души и привязывают их к материальному миру.

Гуру — духовный учитель.

Д

Джива — вечный индивидуальный дух, или душа.

Дхарма — долг или религия. Сва-дхарма относится к мирским обязанностям человека, тогда как санатана-дхарма относится к его вечной природе, то есть любви к Господу и служению Ему.

Индра — царь райских планет и полубог, управляющий дождем.

Индралока — райская планета, на которой обитает Индра.

Ишвара — повелитель; в частности, верховный повелитель (парамешвара), Бхагаван.

Йагья — жертвоприношение или церемония его проведения.

Йога — система духовного совершенствования (например, карма-йога, аштанга-йога, гьяна-йога, бхакти-йога), предназначенная для достижения Всевышнего.

Йоги (йог, как это принято в русской транскрипции) — тот, кто практикует какую-то из систем йоги.

К

Кали-йуга — век, в котором мы живем, четвертый и последний в повторяющемся цикле веков, каждый из которых хуже предыдущего. Для Кали-йуги характерен прогрессирующий упадок духовного знания, что ведет к дегенерации человечества. Веды говорят, что из 432 000 лет, отпущенных Кали-йуге, прошло уже около 5000.

Кама — наслаждение чувств. На пути к освобождению (мокше) идет за дхармой (религиозностью) и артхой (материальным благосостоянием).

Карма — 1) некая работа, деятельность, выполненная в соответствии с духовными предписаниями; 2) материальные последствия деятельности; 3) закон причинно-следственной связи между действием и его последствиями.

Карма-йога — путь духовного совершенствования, на котором действия совершаются во имя Всевышнего, а не для собственного удовлетворения.

Карма-канда — раздел Вед, в котором описываются конкретные действия, совершаемые материалистами для того, чтобы постепенно очиститься и подняться на духовный уровень.

Кроша — изначальная форма Бхагавана, тот, кто поведал Бхагавад-гйту, Верховная личность (пурушоттама).

Кшатрий — человек, принадлежащий ко второй из четырех варн (социальных и профессиональных групп ведического общества), общественный или государственный деятель, воин.

М

Майа — иллюзия; энергия Всевышнего Господа, которая заставляет человека забыть о своей подлинной духовной природе.

Мантра — слог, слово или стих, который произносится нараспев или читается в уме, для очищения ума того, кто его читает, и обретения им духовного понимания.

Махабхарата — великое эпическое повествование древней Индии, в состав которого входит «Бхагавад-гита». Составление его приписывают Вйасадеве.

Махатма — буквально, «великая душа». Широко-мыслящий человек.

Мокша — освобождение из бесконечного чередования рождений и смертей в материальном мире.

Мурти

Навигация:

Страница 36
Страница 35
-- Страница 34 --
Страница 33
Страница 32