подобны золоту, - ответил Прабхупада. - Не важно, что ты говоришь о них. Тот, кто знает им цену, купит их.
* * *
Поскольку посетители часто спрашивали Прабхупаду и его учеников о том, что они думают о разных духовных учителях, Прабхупада подсказал ученикам, как правильно отвечать на подобные вопросы. Он сказал, что если учитель не является подлинным последователем ведических Писаний, то они должны отвечать: "Какой Свами?" Показав таким образом, что ему ничего не известно об этом учителе, ученик давал понять, что значительность этого учителя отнюдь не велика. Затем преданный должен был спросить: "Какова философия этого свами?" Получив объяснение, он, не задевая самого человека, мог опровергнуть представленную философию.
Прабхупада говорил, что в Индии множество гуру-майявади, и они часто путешествуют группами с одного религиозного собрания на другое. Хотя каждый из них по-своему индивидуален, все они преследуют главным образом одну цель - чапати.
- А на каждую чапати, - сказал он, - претендуют много майявади. Поэтому между ними существует конкуренция.
* * *
Одним из частых гостей Прабхупады был Вайрагхи-Баба - образованный индус, который бывал в Америке и бегло говорил по-английски. Он регулярно участвовал в киртанах, пел и танцевал вместе с преданными на сцене. Но когда он приходил к Прабхупаде, то вел себя с ним довольно фамильярно, - по мнению учеников Прабхупады, даже слишком. Но Прабхупада его терпел.
Однажды преданные застали Вайрагхи-Бабу за обедом и заметили, что он пьет чай. Один из преданных бесхитростно, но с легким вызовом спросил, почему он пьет чай.
- О, я авадхута*, - ответил Вайрагхи-Баба.
Преданные, которые никогда раньше не слышали этого слова, сообщили об этом случае своему духовному учителю.
- Авадхута, - объяснил Прабхупада, - это тот, на кого не распространяются регулирующие принципы. Обычно так называют Нитьянанду Прабху?. Для преданных Его необычайные игры - объект наслаждения, и подражать им нельзя.
Прабхупада неодобрительно отозвался о том, что Вайрагхи-Баба пьет чай, а особенно ему не понравилось, что тот назвал себя авадхутой.
Однажды вечером преданные небольшой группой сидели вместе с Прабхупадой в его комнате.
- Шримати Радхарани превосходно готовит, - сказал Прабхупада. - Она умеет и петь, и танцевать, но самое главное Ее служение - готовить для Кришны. Матушка Яшода лично зовет ее к себе в дом готовить для Кришны и пастушков. Они садятся в ряд, и она кормит их прасадом.
Тут вошла индийская женщина, которая принесла им чидву - жаренный картофель со специями, кешью и изюмом. Шрила Прабхупада съел немного, раздав остальное преданным.
- Тебе нравится? - спросил он, поворачиваясь к Ямуне.
- О, очень, очень вкусно, - ответила она.
- Да, - сказал он, - ты должна научиться готовить это блюдо. Мне оно очень нравится. Мой Гуру Махараджа тоже любил картофельную чидву и иногда просил, чтобы ее подавали ему вечером. Он ее обожал.
- Шрила Прабхупада, - спросил один преданный, - можем ли мы печатать фотографии, где вы без тилаки?
- Да, - ответил он, - моего Гуру Махараджа снимали и без тилаки. Вы видели ту фотографию, где он сидит за рабочим столом и, оторвавшись от работы над книгами, смотрит в объектив?
- Да, - ответил преданный, - я ее видел. Еще я видел вашу фотографию, на которой вы смотрите точно с таким же выражением лица, как у вашего Гуру Махараджи на том снимке.
- Ты увидел только блеск, - поправил Прабхупада. - Он - золото, а я всего лишь железо. Железо не может быть золотом, а то, что видел ты - всего лишь отблеск настоящего золота.
Однажды днем к Прабхупаде пришел знаменитый астролог и предложил посмотреть его ладонь.
- Нет, - ответил Прабхупада, - я покончил с этим. Но вы можете посмотреть ладони моих учеников.
Астролог изучил ладони нескольких присутствующих там преданных, сделал предсказания и ушел. Преданные повернулись к Прабхупаде, не зная, как это воспринимать.
- Как только вы начинаете во время арати хлопать перед Божествами в ладоши, - сказал, улыбаясь, Прабхупада, - все линии на вашей ладони меняются.
Шрила Прабхупада рассказал ученикам о случае, свидетелем которого был, живя во Вриндаване. Каждый день одна бенгальская вдова ходила к Ямуне на омовение. И каждое утро она возвращалась оттуда