нечестными способами; о том, что она родила от него десять детей и о том, как он жил с нею в грехе до восьмидесяти лет. Эта история, сказал Шрила Прабхупада, произошла тысячи лет назад.
- В то время был только один Аджамила, но в наши дни вы обнаружите много таких аджамил, поскольку мы живем в эпоху Кали.
Аджамила души не чаял в своем младшем сыне, Нараяне. И когда, лежа на смертном одре, старик увидел, как к нему приближаются посланники смерти, он закричал, зовя своего сына: "Нараяна!"
Прабхупада продолжал:
- Он находился при смерти, поэтому для него было совершенно естественным звать своего любимого сына: "Нараяна! Нараяна! Нараяна! Подойди сюда! Пожалуйста, подойди сюда!" Это естественно. Я помню - когда умирал мой отец, меня не было дома. Поэтому он на день отложил свою смерть, чтобы меня увидеть. Он все время спрашивал, пришел ли Абхай-Чаран. Вот так. Такова отцовская любовь. Так же и Аджамила звал: "Нараяна! Нараяна!"
Нараяна - одно из имен Кришны. И Прабхупада сказал, что, согласно "Бхагавад-гите", если человек помнит Нараяну или Кришну в момент смерти, то достигает освобождения. Состояние ума человека в момент смерти определяет его следующее рождение. Преданный, поскольку в момент смерти он сознает Кришну, отправляется в духовный мир; а материалист, поскольку поглощен чувственными удовольствиями и умственными рассуждениями, вынужден жизнь за жизнью рождаться в материальном мире. Прабхупада привел пример:
- Один калькуттский джентльмен был довольно состоятельным дельцом. Он производил операции с ценными бумагами. И перед смертью он кричал: "Камархати! Камархати!" И в результате, скорее всего, родился крысой на мельнице в Камархати! Такое возможно. Ваши мысли в момент смерти перенесут вас в следующее тело.
Аджамила произнес имя Господа и благодаря этому очистился от всех грехов, хотя и звал всего лишь своего сына. Но поскольку жизнь его была греховна, посланники Ямараджи, бога смерти, все же пришли за ним, чтобы подвергнуть его наказанию.
- Умирая, Аджамила увидел, как к нему идут три свирепых и очень страшных существа с веревками в руках. Иногда умирающий кричит - это потому, что он видит, что кто-то пришел забрать его к Ямарадже. Он видит и страшно боится. Аджамила тоже испугался. У помощников Ямараджи всклокоченные волосы, и шерсть на их теле стоит дыбом. Итак, в момент смерти Аджамилы слуги Ямараджи пришли, чтобы его забрать.
Прабхупада остановился:
- Мы поговорим об этом позже, - и закончил лекцию.
* * *
В Индоре Прабхупада начал принимать свободных членов, и этим по его поручению занялся Хамсадута. Он не имел в таких делах опыта и вообще сомневался, что кто-нибудь согласится отдать тысячу сто одиннадцать рупий.
Хамсадута: Однажды Прабхупада велел мне пойти с одним соседом на рынок, взяв с собой книги - у него было три тома "Кришны" - и попробовать записать в ИСККОН нескольких свободных членов. "Просто показывай им книги", - сказал он, и рассказывай им, что это плод нашей работы. Затем проси их любезно помочь нашей миссии, став свободным членом ИСККОН за тысячу сто одиннадцать рупий. Я думал, что никто не согласится дать тысячу рупий за две-три книги, поэтому просто не стал ничего этого делать. Я просто ушел от этой темы. На следующий день Прабхупада дал мне то же самое наставление, но я снова палец о палец не ударил. На третий день он сказал, что я должен снова туда пойти, поэтому я зашел за соседом, и он отвел меня к продавцам тканей.
Мы пошли в магазин к самому богатому торговцу тканями в Индоре. Он не говорил по-английски, поэтому сосед, сопровождавший меня, переводил. Я говорил: "Скажи ему то. Скажи ему это". Мой попутчик все переводил. Затем, исчерпав все слова, я сказал: "Теперь попроси его дать чек на тысячу сто одиннадцать рупий". Переводчик передал мою просьбу, и торговец тотчас же достал чековую книжку и выписал чек.
Затем мы посетили другого торговца - и произошло то же самое. Мы пошли к третьему, и он тоже стал свободным членом ИСККОН. Так в первый же день я записал трех свободных членов. Когда я вернулся и рассказал об этом Прабхупаде, тот был в восторге.
Посылая учеников, а иногда сам выходя на проповедь, Шрила Прабхупада вскоре записал в свободные члены ИСККОН больше десятка жителей Индора. Прабхупада, Хамсадута и Гирираджа посетили царя Индора и предложили ему стать свободным членом, но тот отказался. Преданные расстроились, и в машине, по дороге в Гита-Бхаван, Хамсадута спросил у Прабхупады:
- Правильно ли я представил ваши книги?
- Мои книги