Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

ПЛ 43 Храм Кришны и Баларамы. Начало - Страница 14

Около одиннадцати утра он усаживался на веранде в одной гамчхе, а слуга начинал растирать его горчичным маслом. Во время массажа Прабхупада часто беседовал с одним или двумя учениками из Бомбея и наставлял их по поводу текущих дел. После обеда он час или два отдыхал, а потом, поднявшись, выпивал стакан свежего кокосового молока или сока сахарного тростника. Вечером он встречался с гостями и около десяти вечера ложился отдыхать. Вставал он около часа ночи, садился за письменный стол под москитной сеткой, напоминающей маленький шатер, и диктовал свои переводы и комментарии к "Чайтанья-чаритамрите", пока не подходило время утренней прогулки.

Несколько раз на дню Прабхупада вызывал к себе Гирираджу и других ответственных лиц, чтобы обсудить с ними возможность добиться разрешения на строительство храма. Навещая Джуху, бомбейские друзья Прабхупады часто обнаруживали его на крыше. Он сидел на простой подстилке из белого полотна, и, откинувшись на белые валики, проповедовал философию "Бхагавад-гиты". Он просил посетителей помочь ему заложить фундамент сознания Кришны в Бомбее.

Однажды во время массажа Прабхупада признался своему слуге:

- Большинство людей в моем возрасте отходят от дел. Я больше не хочу руководить. Я хочу писать книги.

Прабхупада спросил, есть ли на земле такое место, где он в течение полугода мог бы побыть один, где никто не будет ему мешать, и где он не будет получать никаких писем.

Слуга Прабхупады предложил Тегеран. Прабхупада подумал над этим, но потом вспомнил о Новом Вриндаване. Махатма Ганди, заметил он, не мог даже спать по ночам - люди везде его донимали, хотя он путешествовал инкогнито.

В тот же день из Парижа пришло письмо от Бхагавана. Он приглашал Прабхупаду совершить поездку по центрам ИСККОН в Европе, и Прабхупада тут же загорелся и сказал, что едет.

- Но еще утром, - напомнил ему слуга, - вы хотели уйти на покой и жить в одиночестве.

Прабхупада засмеялся:

- Только не в этой жизни. Уж лучше я буду проповедовать и умру на поле боя. Для воина смерть на поле битвы - славная смерть. Разве нет?

Для Прабхупады стало обычным делом пару раз в год облетать земной шар. Обращаясь к своему духовному учителю, он писал: "Обычаи запрещают индусам пересекать океан, но Вы посылаете своих преданных проповедовать на другие континенты". Смысл этого запрета был в том, чтобы защитить индийцев, не дав им покинуть святую землю Индии, ибо множество их, уехав за границу, оставило родную культуру. Когда Прабхупада был еще ребенком, один из его дядьев советовал отправить его в Лондон, чтобы выучить на адвоката, но отец Прабхупады не позволил; он не хотел, чтобы сын перенимал греховные привычки Запада. Прабхупада приехал в Лондон много лет спустя - но уже как проповедник, для того, чтобы изменить нравы грешников. С этой целью вайшнав не только может, но и [KMd1]должен путешествовать.

Перед тем как отправиться в турне по Европе, Прабхупада позвал к себе в комнату нескольких преданных и велел им также путешествовать и проповедовать. Он сказал, что, пока они молоды, то должны делать это, а когда состарятся и "созреют" в сознании Кришны, то могут отправиться в Майяпур, чтобы, удалившись от дел, просто повторять "Харе Кришна".

- Что касается меня, - добавил Прабхупада, - то я не настолько зрел.

Воцарилось молчание. Затем один из преданных отважился спросить:

- Но, Шрила Прабхупада, если даже вы считаете себя недостаточно зрелым, можем ли мы даже думать о том, что уже созрели и можем бросить все дела?

Прабхупада улыбнулся и сказал, что они должны сами это решить. Но лично он не созрел еще для жизни в уединении.

- Тогда мы тоже никогда не созреем, чтобы удалиться от дел, - сказал Тамала-Кришна Госвами.

* * *

18 апреля.

Перед отъездом в Европу Прабхупада решил ответить на приглашение своих учеников из Южной Индии и посетить трехдневный фестиваль в пандале в Хайдерабаде. Не успел он, однако, прилететь в аэропорт Хайдерабада, как группа репортеров попросила его провести пресс-конференцию.

Прабхупада согласился. Один из репортеров открыл конференцию "техническим" философским вопросом, пытаясь выяснить, к какой школе принадлежит Прабхупада - к адвайте или двайте. Древняя история Южной Индии настолько славилась философскими спорами между вайшнавами и последователями Шанкары, что даже обычный репортер интересовался сравнительной философией.

В ответ на вопрос Прабхупада усмехнулся:

- Что проку обсуждать подобные вопросы? - бросил он. - Двайта, адвайта... Кришна говорит: аннад бхаванти бхутани. Анна значит "злаки". У

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12