17. Маха-бандха-мудра ? символ великого замка
Маха-бандха ? весьма специфическое упражнение, предотвращающее утечку
сексуальной энергии и позволяющее перераспределить ее, направляя на
устранение "слабых мест" в тонком теле. Учитывая тот факт, что
сексуальная энергия есть наиболее мощный источник жизненной силы в
человеческом организме, а также то, что в подавляющем большинстве
своем люди распоряжаются ею исключительно бездарно, не только транжиря
в ходе столь общепринятого неконтролируемого полового акта, но и
растрачивая на истощающие сознание мыслеобразы, мысли, эмоции, слова и
т.п., всякое упражнение, позволяющее хоть немного приблизиться к
способности управлять проявлениями сексуальной энергии, может оказать
огромную помощь в укреплении как физического, так и психического
здоровья. Отсюда ? то значение, которое йогины придают практике
Маха-бандхи ? первого шага к осознанию и контролю сексуальной силы.
Техника выполнения. [Встречается несколько вариантов техники
исполнения Маха-бандха-мудры. Шри Свами Шивананда в "Йога-терапии"
предлагает один из самых простых.] Маха-бандха-мудра может выполняться
в двух асанах ? Сиддхасане ? позе совершенства ? и Ардха-падмасане ?
полулотосе. Существует три основных варианта Сиддхасаны. Первый ?
самый простой ? иногда описывают также как один из вариантов
Свастикасаны ? благодатной позы. Чтобы принять эту асану, нужно сесть
прямо с вытянутым вверх позвоночником и, согнув ноги, поместить пальцы
правой ноги в коленную впадину левой (Рис.2-17.1). Согнув затем левую
ногу и тем самым зафиксировав положение ступни правой ноги, следует
подложить левую ступню под бедро правой ноги, снизу поместив пальцы ее
ступни в промежуток между правым бедром и голенью. Выпрямиться,
немного наклониться вперед, вытянуть вверх ягодицы, сесть прямо,
обхватив кистями рук одноименные колени и сидеть расслабленно, вытянув
вертикально вверх прямой позвоночник и свободно дыша (Рис.2-17.2).
Второй вариант Сиддхасаны выполняется из того же исходного положения,
что и первый. Согнув левую ногу, нужно положить ее ступню так, чтобы
пяткой она уперлась в промежность (Рис.2-17.3). Ступню правой ноги
подтянуть пяткой к пупку (Рис.2-17.4) и, скользя ею по животу вниз,
аккуратно положить сверху на ступню левой ноги так, чтобы не ощущалось
никаких неудобств. Привести позвоночник в прямое вертикальное
положение, обхватить кистями колени (Рис.2-17.5). Третий вариант
Сиддхасаны мало чем отличается от второго, за исключением того, что
первая нога укладывается на пол тем же движением, что и вторая ?
скольжением пятки вдоль вертикальной оси тела по направлению вниз от
пупка (Рис.2-17.6). За счет этого промежность касается пола и итоговое
положение тела оказывается более устойчивым (Рис.2-17.7). [Кроме того,
узел схождения трех основных энергетических каналов продольной
серединной плоскости тонкого тела, именуемый Вратами жизни и смерти,
оказывается открытым в сторону земли, и изменения, которые происходят
в нем при поднятии праны по переднему серединному каналу в процессе
практики Маха-бандхи, ощущаются наиболее явственно.] Приняв одну из
вышеописанных асан ? ту, которая вызывает наименьшие затруднения ?
выдохнуть и затем, не втягивая живот, со вдохом движением
внутрь-вверх медленно сокращать сфинктер мочевого пузыря (часть полной
Мула-бандхи, в некоторых источниках именуемая Ваджроли-мудрой) и
движением вверх к грудине ? мышцы живота, подтягивающие половые
органы, как бы пытаясь подтянуть их по поверхности живота вверх. Шея
свободна, Джаландхара-бандха здесь не выполняется. У мужчин при этом
яички и член будут приподниматься, у женщин вся область полового
органа вплоть до яичников ? втягиваться внутрь. С медленным выдохом
расслабиться. Чередовать напряжение и расслабление, совмещенные с
плавным ритмичным дыханием, повторив 10-20 раз. Сменить положение ног
на зеркальное и повторить столько же раз. Полулотос ? Ардха-падмасана
? подобен первому варианту Сиддхасаны, но ступни ног не прячутся в
подколенные впадины, а просто лежат свободно: верхняя ? на бедре
противоположной ноги, нижняя ? под бедром (Рис.2-17.8). Тот, кто не
может принять ни одну из рекомендованных выше асан, пусть попытается
начать осваивать Маха-бандху в Сукхасане ? "удобной позе" (Рис.2-17.9)
или в Ваджрасане.
Действие. Практика этой мудры дает совершенное здоровье и позволяет
развить немыслимую жизненную силу. Приобретается способность полностью
контролировать проявления сексуальной энергии, что устраняет
склонность к распутности, половым извращениям, злоупотреблениям
сексуальной энергией, излечивает импотенцию, бесплодие и нарушения
кровяного давления, способствует излечению многих гармональных
расстройств, нарушений менструального цикла и смещений внутренних
органов у женщин, а также препятствует преждевременному появлению
признаков возрастной деградации.
Тело того, кто регулярно практикует Маха-бандха-мудру, становится
собранным, гибким, кожа становится гладкой, чистой и источает
замечательный сладковатый запах, напоминающий запах жасмина или
лотоса. Поднимаясь вверх, сексуальная сила трансформируется в
творческую энергию, взгляд человека делается открытым, мысли ? ясными
и свободными.
Практика Маха-бандха-мудры прорабатывает передний серединный канал,
направляя в него сексуальную энергию и заставляя ее подниматься вверх.
Обычное направление потока энергии в этой части серединного кольца ?
вниз. Изменяя направление потока на обратное, Маха-бандха перекрывает
сексуальной энергии путь вниз, тем самым лишая ее возможности
подпитывать низменные аспекты инстинктивных животных проявлений
человека и препятствуя ее спонтанному неконтролируемому истечению.
Отсюда ? название упражнения.