столько, сколько требовалось.
- Бывает, что человек вообще не способен вращаться вокруг своей оси,
если у него чрезвычайно ослаблен вестибулярный аппарат. В этом случае в
течение четырех-шести месяцев следует выполнять все остальные ритуаль-
ные действия, начиная со второго, а первое - пропускать. А по прошествии
этого срока постепенно приступать к освоению первого.
- А в какое время предпочтительнее заниматься? - спросил я.
- Утром или вечером. Лучше всего - на восходе и на закате. Но если у
вас много работы и вы не смогли проснуться до восхода солнца - не рас-
страивайтесь. Вы можете выполнить свою утреннюю серию ритуальных дей-
ствий тогда, когда это будет удобно. Главное, чтобы это произошло до по-
лудня, поскольку после полудня начинается время вечерней серии. Однако к
такому режиму следует приходить постепенно, начав с одной полной серии
один раз в день - утром или вечером. После того как вы практикуете <Око
возрождения> по двадцати одному разу единожды в день на протяжении не
менее чем четырех месяцев, вы можете приступить к построению второй се-
рии, начав с трех раз и, как и в случае с первой, прибавляя по два раза в не-
делю. Конечно, вы можете не останавливаться на двадцати одном повторе-
нии, доведя их количество до тридцати шести, семидесяти двух или даже до
ста восьми, однако на то должна иметься веская причина, поскольку это бу-
дет уже не забота о здоровье, а практика духовного развития.
- Равнозначны ли все пять ритуальных действий по важности? - поин-
тересовался я.
- Безусловно, - ответил полковник. - Одно без другого они работают не
столь эффективно. Как я уже говорил, в исключительных случаях можно
временно исключать первое, но четыре оставшихся должны практиковаться
только вместе. Да и первое следует осваивать поскорее. В самых крайних
случаях можно выбросить из занятий и одно из четырех последних ритуаль-
ных действий. Но только тогда, когда нет никакой возможности его освоить,
и только временно. При должном усердии в выполнении того, что получает-
ся, способность выполнить и то, что поначалу не выходило, разовьется не-
пременно.
- И вот еще что важно - ни в коем случае нельзя допускать перенапря-
жения и переутомления. Это может привести только к отрицательному ре-
зультату. Нужно просто делать так, как получается, то, что получается, по-
степенно увеличивая количество и приближаясь к идеальной форме. Время и
терпение в данном случае выступают в роли союзников. У меня не было еще
учеников, которые не смогли бы в конце концов прийти к полноценной прак-
тике, потренировавшись достаточно долго.
- Ну хорошо, - сказал я, - а что если в силу некоторых причин человек
вообще не может выполнить какое-либо из пяти ритуальных действий? На-
пример, из-за травмы позвоночника, потери руки или ноги?
- Я сталкивался и с такими случаями. Конечно же, если есть хоть какой-то
способ преодолеть препятствие, скажем, придумав какое-нибудь приспособ-
ление или воспользовавшись чьей-либо помощью, следует это сделать и
практиковать все пять действий. Однако в самом крайнем случае, если дру-
гого выхода нет, нужно делать хотя бы то, что доступно. Дело в том, что <Око
возрождения> - очень мощный и высокоэффективный метод, и даже его
части работают. Это доказывается примером пляшущих дервишей. Если те из
них, кто молод, выглядят истощенными из-за избыточного количества вра-
щений, то те, кто постарше, более умеренны в практике вращения и потому
достигают огромной силы, выносливости и жизнеспособности. Таким обра-
зом, практика даже одного-единственного ритуального действия <Ока воз-
рождения> может быть весьма благотворной. Пусть каждый делает максимум
из того, что ему доступно, не доводя себя до изнеможения, - и все будет хо-
рошо.
- А если человек, скажем, занимается каким-либо спортом или другими
видами психофизического тренинга - ведь <Око возроиоде-ния>, насколько
я понимаю, относится именно к этому разряду практических методов, - сле-
дует ему продолжать, или же он должен бросить? Не вступает ли <Око воз-
рождения> в противоречие с другими видами практик?
- Ни в коем случае, - с уверенностью ответил сэр Генри. - Если вы за-
нимаетесь чем-то еще - занимайтесь на здоровье. <Око возрождения> толь-
ко поможет вам, значительно повысив эффективность ваших основных тре-
нировок. Ведь и ламы пользуются этой практикой как вспомогательной. Для
них <Око возрождения> - своего рода энергетический базис для более
сложных и изощренных тренировочных и медитативных практик. В обитель
сходились обычные люди и ламы не только с юго-запада, откуда пришел туда
я, но и с севера, с востока - отовсюду. И некоторые из лам приносили с со-
бой свои практики - сложнейшие боевые искусства, различные техники ти-
бетской йоги; были среди них художники, были переписчики манускриптов...
Всех их принимали в монастыре, всех обучали, и всем им <Око возрожде-
ния> помогало достичь новых высот в их собственном искусстве. Я уверен,
что любая гармонично построенная система способствует сохранению моло-
дости и сил. А благодаря практике <Ока возрождения> к этому прибавляется
еще и коррекция динамических характеристик вихрей.
- Подумай, Генри, ничего ли вы не упустили? - попросил я.
- Пожалуй, есть еще две вещи, которые могут иметь значение. Вы помни-
те, я упоминал о том, что в промежутках между повторениями ритуальных
действий нужно продолжать дышать в том же ритме,