отдыха между повторениями - сохранять неизменный
ритм дыхания.
Перед тем как я покинул монастырь, - продолжал свой рассказ полковник,
- ламы-учителя сказали мне, что я должен передать полученное знание тем
людям, которые захотят к нему приобщиться, но ни в коем случае не превра-
щать его в источник собственного обогащения. Это в точности соответство-
вало тому, о чем говорил мне когда-то лама Кы. Поэтому я решил некоторое
время попутешествовать по Индии и в качестве эксперимента провести заня-
тия по практике <Ока возрождения> для желающих - как индусов, так и
англичан - в нескольких больших городах. В первые же дни занятий с са-
мыми первыми моими учениками я столкнулся с проблемой, которая понача-
лу казалась мне неразрешимой. Ученики-англичане и американцы, которых
было около пятнадцати человек, начали спрашивать у меня, сколько они
должны заплатить мне за обучение. Когда я сказал, что являюсь человеком
вполне обеспеченным и занятия провожу вовсе не для того, чтобы зарабо-
тать, некоторые из них просто перестали ко мне приходить. Оставшиеся же
не переставали требовать, чтобы я установил размер платы за обучение.
Один пожилой джентльмен объяснил мне, что, занимаясь у меня бесплатно,
он чувствует себя должником и это вызывает у него постоянное ощущение
внутреннего дискомфорта. По всей видимости, такое же чувство испытывали
и все остальные мои ученики. Я находился в глубоком замешательстве, не
представляя себе, как решить эту проблему, пока однажды, прогуливаясь ве-
чером по берегу реки, не увидел одного из учителей индусской йоги в окру-
жении учеников. И тут меня осенило: вот у кого следует спросить, как тради-
ция разрешает такого рода проблемы. Через одного из его учеников, выс-
тупившего в роли переводчика, я обратился к гуру - так называют в Индии
йогов-учителей - и попросил меня просветить. <Я вижу перед собой глаза
мудрого человека, - ответил гуру, - и мне непонятно, почему ты не мо-
жешь решить такую простую задачку. Твои учителя велели не превращать
данное тебе знание в источник обогащения, но разве они запрещали прини-
мать плату за обучение от тех, кто очень хочет заплатить? <Гуру-варта> или
<гуру-дакшина> - так мудрые называют подношение, которое благодарные
ученики приносят учителю, чтобы хоть как-то заплатить за все, что он им да-
ет. И если учитель не принимает подношение, он либо поступает несправед-
ливо, либо дает ученику понять, что тот в чем-то не оправдал доверия и ему
надлежит уйти. Пусть каждый приносит то, что хочет, в таком количестве, в
каком считает достойным. Тем самым он прекратит мучиться от ощущения
невыплаченного долга, удовлетворив свою потребность отблагодарить тебя
сообразно своим возможностям и тому значению, которое имеет для него да-
ваемое тобою знание. Видишь, все очень просто. Такова традиция, и незачем
ее нарушать. Если ты считаешь себя вправе отдавать людям то, чем владе-
ешь, ты должен предоставить такое право и им. Иначе возникнет несправед-
ливость, а всякая несправедливость пагубно отражается равным образом на
карме учителя и на карме ученика. Ибо очень немногим кармой дано право
быть благодетельствумыми, дхарма же благодетельствовать достойно - удел
избранных>. Я поблагодарил гуру и с облегчением отправился к себе в номер
гостиницы. С того дня проблема оплаты перестала для меня существовать. Я
ставил в классе вазу, куда любой желающий мог положить то, что считал
нужным. И никто, даже я, не знал, кто и сколько туда положили. А деньги,
которые приносили мне мои ученики, я использовал для того, чтобы оплачи-
вать аренду помещения, в котором проходили занятия.
- Вернемся, однако, к четвертому ритуальному действию, - сказал сэр
Генри. - В моих группах было довольно большое количество стариков, ко-
торые почему-то полагали, что, если они не смогут с самого начала полно-
ценно выполнить четвертое ритуальное действие, у них никогда ничего не
получится. Мне приходилось тратить массу сил и времени на то, чтобы убе-
дить их попробовать делать так, как получается. Когда же они начали просто
пытаться максимально приблизиться к требуемой форме, успех не замедлил
прийти, и через месяц практики ни у кого уже не возникало проблем с вы-
полнением четвертого ритуального действия.
- Я помню, как в Калькутте одна из групп оказалась почти на две трети
состоящей из стариков. Большинство из них не только не могли поднять ту-
ловище горизонтально в четвертом ритуальном действии, они едва были
способны вообще оторвать ягодицы от пола. Остальные члены группы -
мужчины и женщины средних лет и молодежь - справлялись с этим риту-
альным действием с легкостью, что очень смущало стариков, чувствовавших
себя неполноценными. В конце концов мне пришлось разделить группу на
две части и проводить занятия отдельно для стариков и для всех остальных.
На первом же занятии <старшей группы> я рассказал, что значение имеет не
идеальное исполнение упражнения, а регулярность настойчивых попыток. Я
сообщим им, что сам способен выполнить пятьдесят повторений четвертого
ритуального действия, не ощутив при этом ни малейшей усталости, что и
сделал тут же на их глазах, дабы не быть голословным. А после добавил, что
сам я, приступая к освоению этого упражнения, выглядел ничуть не лучше,
чем любой из них. И они мне поверили. С того