Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Око Возрождения
------ Страница 12 ------

Око Возрождения - Страница 12

отдыха между повторениями - сохранять неизменный

ритм дыхания.

Перед тем как я покинул монастырь, - продолжал свой рассказ полковник,

- ламы-учителя сказали мне, что я должен передать полученное знание тем

людям, которые захотят к нему приобщиться, но ни в коем случае не превра-

щать его в источник собственного обогащения. Это в точности соответство-

вало тому, о чем говорил мне когда-то лама Кы. Поэтому я решил некоторое

время попутешествовать по Индии и в качестве эксперимента провести заня-

тия по практике <Ока возрождения> для желающих - как индусов, так и

англичан - в нескольких больших городах. В первые же дни занятий с са-

мыми первыми моими учениками я столкнулся с проблемой, которая понача-

лу казалась мне неразрешимой. Ученики-англичане и американцы, которых

было около пятнадцати человек, начали спрашивать у меня, сколько они

должны заплатить мне за обучение. Когда я сказал, что являюсь человеком

вполне обеспеченным и занятия провожу вовсе не для того, чтобы зарабо-

тать, некоторые из них просто перестали ко мне приходить. Оставшиеся же

не переставали требовать, чтобы я установил размер платы за обучение.

Один пожилой джентльмен объяснил мне, что, занимаясь у меня бесплатно,

он чувствует себя должником и это вызывает у него постоянное ощущение

внутреннего дискомфорта. По всей видимости, такое же чувство испытывали

и все остальные мои ученики. Я находился в глубоком замешательстве, не

представляя себе, как решить эту проблему, пока однажды, прогуливаясь ве-

чером по берегу реки, не увидел одного из учителей индусской йоги в окру-

жении учеников. И тут меня осенило: вот у кого следует спросить, как тради-

ция разрешает такого рода проблемы. Через одного из его учеников, выс-

тупившего в роли переводчика, я обратился к гуру - так называют в Индии

йогов-учителей - и попросил меня просветить. <Я вижу перед собой глаза

мудрого человека, - ответил гуру, - и мне непонятно, почему ты не мо-

жешь решить такую простую задачку. Твои учителя велели не превращать

данное тебе знание в источник обогащения, но разве они запрещали прини-

мать плату за обучение от тех, кто очень хочет заплатить? <Гуру-варта> или

<гуру-дакшина> - так мудрые называют подношение, которое благодарные

ученики приносят учителю, чтобы хоть как-то заплатить за все, что он им да-

ет. И если учитель не принимает подношение, он либо поступает несправед-

ливо, либо дает ученику понять, что тот в чем-то не оправдал доверия и ему

надлежит уйти. Пусть каждый приносит то, что хочет, в таком количестве, в

каком считает достойным. Тем самым он прекратит мучиться от ощущения

невыплаченного долга, удовлетворив свою потребность отблагодарить тебя

сообразно своим возможностям и тому значению, которое имеет для него да-

ваемое тобою знание. Видишь, все очень просто. Такова традиция, и незачем

ее нарушать. Если ты считаешь себя вправе отдавать людям то, чем владе-

ешь, ты должен предоставить такое право и им. Иначе возникнет несправед-

ливость, а всякая несправедливость пагубно отражается равным образом на

карме учителя и на карме ученика. Ибо очень немногим кармой дано право

быть благодетельствумыми, дхарма же благодетельствовать достойно - удел

избранных>. Я поблагодарил гуру и с облегчением отправился к себе в номер

гостиницы. С того дня проблема оплаты перестала для меня существовать. Я

ставил в классе вазу, куда любой желающий мог положить то, что считал

нужным. И никто, даже я, не знал, кто и сколько туда положили. А деньги,

которые приносили мне мои ученики, я использовал для того, чтобы оплачи-

вать аренду помещения, в котором проходили занятия.

- Вернемся, однако, к четвертому ритуальному действию, - сказал сэр

Генри. - В моих группах было довольно большое количество стариков, ко-

торые почему-то полагали, что, если они не смогут с самого начала полно-

ценно выполнить четвертое ритуальное действие, у них никогда ничего не

получится. Мне приходилось тратить массу сил и времени на то, чтобы убе-

дить их попробовать делать так, как получается. Когда же они начали просто

пытаться максимально приблизиться к требуемой форме, успех не замедлил

прийти, и через месяц практики ни у кого уже не возникало проблем с вы-

полнением четвертого ритуального действия.

- Я помню, как в Калькутте одна из групп оказалась почти на две трети

состоящей из стариков. Большинство из них не только не могли поднять ту-

ловище горизонтально в четвертом ритуальном действии, они едва были

способны вообще оторвать ягодицы от пола. Остальные члены группы -

мужчины и женщины средних лет и молодежь - справлялись с этим риту-

альным действием с легкостью, что очень смущало стариков, чувствовавших

себя неполноценными. В конце концов мне пришлось разделить группу на

две части и проводить занятия отдельно для стариков и для всех остальных.

На первом же занятии <старшей группы> я рассказал, что значение имеет не

идеальное исполнение упражнения, а регулярность настойчивых попыток. Я

сообщим им, что сам способен выполнить пятьдесят повторений четвертого

ритуального действия, не ощутив при этом ни малейшей усталости, что и

сделал тут же на их глазах, дабы не быть голословным. А после добавил, что

сам я, приступая к освоению этого упражнения, выглядел ничуть не лучше,

чем любой из них. И они мне поверили. С того

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10