дня эта группа стала едва ли
не лучшей по скорости улучшения результатов.
- Единственная разница между молодостью и старостью, здоровьем и бо-
лезнью заключается в различии режимов функционирования вихрей. Доста-
точно привести вихри в порядок, и старик снова станет молодым.
Ритуальное действие пятое
- Итак, мы добрались до ритуального действия пятого, - объявил пол-
ковник. - Исходным положением для него является упор лежа прогнувшись.
При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз
пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вме-
сте пальцами. Расстояние между ладонями - немного шире плеч. Расстоя-
ние между ступнями ног - такое же.
- Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад-
вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый
угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижи-
маем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги остава-
лись прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. То-
гда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. Вот
и все. После этого возвращаемся в исходное положение - упор лежа про-
гнувшись - и начинаем все сначала.
- Через неделю практики это ритуальное действие становится самым
простым из пяти. Когда вы вполне его освоите, старайтесь при возвращении
в исходное положение прогибать спину назад как можно больше, но не за
счет предельного излома в пояснице, а за счет расправления плеч и макси-
мального прогиба в грудном отделе. Не забывайте, однако, что ни таз, ни ко-
лени при этом пола касаться не должны. Кроме того, введите в упражнение
паузу с максимальным напряжением всех мышц тела в обоих крайних поло-
жениях - при прогибе и при подъеме в <угол>.
Схема дыхания в пятом ритуальном действии несколько необычная. На-
чав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, вы делаете глубокий, на-
сколько это возможно, вдох при <складывании> тела пополам. Получается
некоторое приближенное подобие так называемого парадоксального дыха-
ния. Возвращаясь в упор лежа прогнувшись, вы делаете полный выдох. Оста-
навливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, вы задер-
живаете дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после
выдоха.
- Везде, где мне доводилось преподавать ритуальные действия <Око воз-
рождения>, - продолжал свой рассказ сэр Генри, - их сначала называли
изометрическими упражнениями. Доля истины в этом есть, поскольку один
из аспектов из воздействия - растягивание тела, придание ему эластичности
и повышение общего тонуса мускулатуры. Но главная цель - не в этом.
Ключевой эффект <Ока возрождения> - в его воздействии на динамические
характеристики вихрей тонкого тела.
У молодого здорового человека динамические характеристики всех семи
главных вихрей одинаковы и гармонично соотносятся с таковыми вихрей вто-
ростепенных. В тонком теле обычного человека средних лет основные вихри
вращаются по-разному, гармония между ними нарушена. О гармонии между
основными и второстепенными вихрями в этом случае уже не может быть и
речи. Это, кстати, является основной причиной нарушения обменных процес-
сов, ведущего к солевому дисбалансу и различным поражениям суставов.
Дальнейшее рассогласование динамических характеристик вихрей и потеря
ими энергии приводят к развитию серьезных патологий и старческих изме-
нений физической части организма человеческого существа.
***
Полковник замолчал. Было похоже на то, что рассказ его окончен. Пока он
говорил, в уме моем скопилось изрядное количество вопросов, которые я и
начал задавать, воспользовавшись его молчанием.
- Сколько раз следует повторять каждое ритуальное действие^ - таким
был мой первый вопрос.
- Для начала, - ответил полковник, - я советовал бы выполнять каждое
ритуальное действие три раза единожды в день. Такой режим должен сохра-
няться в течение одной недели. Затем каждую неделю прибавляют по два по-
вторения. Таким образом, в течение второй недели ежедневно делается по
пять повторений каждого ритуального действия, в течение третьей - по
семь, в течение четвертой - по девять, и так далее до тех пор, пока дневное
количество повторений не достигнет двадцати одного раза. Если выполнение
всех ритуальных действий в соответствующем количестве вызывает трудно-
сти, можно разбить их на серии и выполнять в два или даже в три приема. Но
в каждую серию обязательно должны входить все пять ритуальных дейс-
твий строго в соответствующем порядке. Переставлять ритуальные действия
<Ока возрождения> местами, равно как и разносить их во времени нельзя.
Например, вместо одной, скажем, утренней тренировки, состоящей из два-
дцати одного повторения каждого действия, вы можете провести две - ут-
реннюю и вечернюю, выполнив, допустим, десять повторений утром и один-
надцать - вечером. Или же - три тренировки по семь повторений каждая:
утром, в полдень и вечером.
- Особые проблемы часто бывают связаны с освоением первого ритуаль-
ного действия - вращения вокруг своей оси. Если вы с ними столкнетесь, не
отчаивайтесь и не спешите. Выполняйте вращение столько раз, сколько мо-
жете. Пройдет время, и вы научитесь без труда поворачиваться вокруг своей
оси все предписанные двадцать один раз. У меня был ученик, которому на
это потребовался целый год. Остальные четыре ритуальных действия про-
блем у него не вызывали. Поэтому их он выполнял по двадцати одному разу,
а первое осваивал очень постепенно. На результатах это никак не отразилось.
А через год он прекраснейшим образом мог вращаться вокруг своей оси