кто был ламой Кы до тебя? - Никто.
- Да, но я слышал, что лама Кы приходил за избранными и триста лет на-
зад.
- Приходил.
- Значит, кто-то был ламой Кы-Ньям до тебя? - Почему ты так решил?
- Но не мог же ты... - Почему?
- Но ведь ты же совсем молод. По виду тебе не дашь больше сорока. Три-
ста лет назад... Даже если источник молодости...
И тут полковник вдруг осекся. Он начинал понимать. - Спи, - сказал ла-
ма Кы, - завтра я разбужу тебя на рассвете.
Затем он принялся выполнять какие-то упражнения. Полковник не мог ви-
деть ламу в темноте, засыпая, он слышал только его ритмичное дыхание.
Наутро Кы сварил немного горных бобов, накормил полковника, и они
вновь отправились в путь. На вопрос полковника, почему лама ничего не ест,
тот ответил, что ламы вообще не едят в пути. Накануне вечером полковник
не очень хорошо разглядел ламу в свете угасающего костра. А в течение пре-
дыдущего дня пути тот ни разу не снял свой плащ с капюшоном. Теперь же
полковник получил возможность рассмотреть ламу Кы без плаща. На нем
были мягкие сапоги из невыделанной ячьей кожи, легкие хлопчатобумажные
штаны и красная безрукавка из какой-то странной ткани. Гладкая упругая
оливкового цвета кожа и идеальные линии сухощавого мускулистого тела
ламы произвели на полковника поистине потрясающее впечатление. Переки-
нув свой плащ через плечо, лама Кы легко шагал по камням и молчал. Пол-
ковник с удивлением обнаружил, что поспевать за ламой не так уж трудно.
Конечно, тот шел медленно, однако не настолько, чтобы сэр Генри со своей
тросточкой мог следовать за ним с такой легкостью. Он спросил у ламы, в
чем тут дело.
- Это моя работа - водить стариков через горы к источнику молодости.
Сейчас моя сила - твоя сила. А возвратиться ты сможешь и сам.
- Возвратиться? Но люди ведь говорят, что оттуда не возвращаются?!
- Люди? Ты больше слушай, что говорят люди... Не возвращаются те, кто
хочет остаться. А ты принадлежишь к совсем другому миру и несомненно
решишь вернуться.
- И меня отпустят?
- Страшных сказок наслушался? Тебя позвали, чтобы научить. А уходить
или оставаться - твое дело. Никто никого не держит, никто никого не зама-
нивает хитростью и никого не загоняет в обитель силой. Ты искал и был дос-
таточно настойчив, значит, тебе это действительно необходимо, ты принял
решение изменить себя и готов идти до конца. А наше дело - научить тебя
способу преодолеть этот путь...
- Научить способу?.. Ты хочешь сказать, что <Око возрождения>
это...
- Увидишь. Всему свое время. - Послушай, Кы, ты полагаешь, я смогу
научиться? - А почему нет? Или ты - не такой, как остальные люди? - А
научившись сам, смогу ли я учить других? - Сначала научись. Хотя, если
честно, мы очень на это рассчитываем...
Больше до самого вечера не было произнесено ни слова. Ночевали они в
пещерке, похожей на первую. По-видимому, за сотни лет практика провода
стариков через горы была отработана до мелочей. Засыпал полковник, как и в
предыдущую ночь, под ритмичное сопение упражнявшегося ламы Кы. Утром
полковник спросил:
- Скажи мне, Кы, а кому принадлежали те скелеты, о которых рассказы-
вали <горные бегуны>?
- Откуда мне знать? Наверное, людям, которых убили горы. - Но ведь их
находили в одном и том же ущелье...
- Ущелье может быть очень длинным. Может быть, именно в нем живут
большие леопарды. Если люди эти шли в одно и то же место, то и путь их
проходил именно через то ущелье. - Но они шли не к источнику молодости?
- Кто знает?.. Я провожу в монастырь не всех жаждущих, а только тех из
них, кого мы выбираем. - А какой критерий отбора?
- В человеке не должно быть алчности. Ведь часто случается, что человек
стремится к <Оку возрождения>, чтобы после торговать молодостью. Дав-
ным-давно перестало быть секретом то, что <Око возрождения> есть нечто,
что каждый может унести с собой и передать другому человеку.
- А как вы можете узнать глубоко скрытые мотивы, движущие челове-
ком? Лама Кы-Ньям промолчал, только на губах его возникла улыбка.
- Ну хорошо, - сказал полковник, - вы знаете, что человеком движет
алчность. Однако ему удалось добраться до монастыря. Что тогда? Вы не до-
пускаете его к источнику?
- Решать такие проблемы - дело не мое, а лам-учителей в обители. Лич-
но я думаю, что если алчному человек удалось добраться до монастыря, зна-
чит, в том была необходимость. Полагаю, он получит все то же, что получают
другие. Но кто сказал, что за время пребывания в обители движущие им мо-
тивы не претерпят изменений? Хотя, знаешь, я не очень-то верю в то, что
алчный дойдет до источника. Ведь его никто не станет вести.
- А бывает ли так, что вы... как бы это сказать... останавливаете алчных
одиночек, стремящихся самостоятельно добраться до обители?
Лама рассмеялся:
- Конечно же, нет! Зачем? Для этого существуют горы, которые не про-
щают ошибок.
Алчность - ошибка? - Разумеется. Ошибка всей жизни. И еще один день
пути прошел в полном молчании.
Дни сменялись ночами, ночи - днями, они шли