том, чтобы помочь вам научиться обращать внимание на свой
внутренний голос. Первые четыре упражнения следует проделать при первом
прочтении книги, а остальные три -- когда вы более основательно займетесь
подготовкой себя к отстаиванию собственных прав.
Первое упражнение
Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за
жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас, до
того как вы начнете читать дальше, сосчитайте их на пальцах.
Когда вы сосчитаете всех тех, кто относится к этой категории,
остановитесь и задайте себе следующий вопрос: "Включила ли я в этот список
себя?"
Многие родители, которых мы знаем, вкладывают много сил и энергии в
заботу о людях и с готовностью распространяют эту заботу на кого угодно --
за исключением самих себя. Разве не очевидно, что это непосильная ноша для
внутреннего Я любого человека?
Второе упражнение
Убедившись, что вы все же включили самого себя в окончательный список
людей, за которых вы несете ответственность, представьте, что вы вдруг
обнаружили: у вас есть еще один ребенок, причем ребенок, которому вы уделяли
мало внимания. Этот ребенок -- ваше собственное внутреннее Я. А теперь
спросите себя, уделяли ли вы этому ребенку столько же времени, заботы и
внимания, сколько отдавали другим людям, о которых вы заботитесь? Не кажется
ли вам, что в каком-то смысле вы похожи на мачеху из сказки: ведь вы
обращаетесь с вашим внутренним ребенком, как с Золушкой, и предпочитаете ему
других людей -- точно так же, как мачеха предпочитала ей сводных сестер?
Примите же теперь решение: чем бы вам ни пришлось заниматься в жизни, вы
будете заботиться о вашем собственном внутреннем Я.
Третье упражнение
Сядьте за стол, возьмите лист бумаги и карандаш и напишите ответ на
следующий вопрос: "В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?"
(Не читайте дальше, пока не ответите полностью на этот вопрос.)
Теперь напишите ответ на такой вопрос: "В чем состоят обязанности
ребенка по отношению ко мне?"
Когда вы ответите на оба вопроса, сравните ответы. Получилась ли у вас
своего рода улица с двусторонним движением, так что вы и ваш ребенок обязаны
по отношению друг к другу примерно равным образом? Или же эта улица
оказалась с односторонним движением? Если это так, то известна ли вам хотя
бы одна причина, почему так "должно" быть?
Теперь посмотрите, подходит ли вам такого рода положение: "Я ничего не
должна моему ребенку. Мой ребенок ничего не должен мне. Каждый из нас --
свободный человек, способный распоряжаться своей собственной жизнью и
свободный делать для другого то, что он хочет делать".
Проверьте также, насколько подходит для вас такого рода идея: "Я не
должна посвящать всего себя кому-либо еще. Я в долгу прежде всего перед
самой собой".
Четвертое упражнение
Проверьте, какие чувства вызывают у вас следующие предложения, когда вы
произносите их вслух:
Я имею право побыть в одиночестве.
Я имею право на уважительное обращение.
Я имею право быть счастливым.
Я имею право свободно распоряжаться своим временем.
Теперь спросите себя: "Кто несет ответственность за то, чтобы я
обладала этими правами?"
Прикиньте для себя также такую идею: "Я должна предоставить эти права
моему внутреннему Я".
Вполне возможно, что эти идеи покажутся вам ошеломляющими, даже
шокирующими. Довольно часто родители упрекают нас: "Разве это не эгоистично
-- заботиться о себе? Разве это не аморально? Окружающие осудят меня, и мне
придется испытывать чувство вины". Вот некоторые ответы на эти вопросы.
Мы не советуем вам становиться эгоистами и тиранить окружающих. Мы лишь
настоятельно просим, чтобы вы предоставили вашему внутреннему Я равные права
с другими людьми и чтобы вы верили: делая так, вы не только не причините
вреда окружающим, но в действительности будете им полезны. Об этом хорошо
сказал Шекспир:
Всего превыше: верен будь себе. Тогда, как утро следует за ночью, Не
будешь вероломным ты ни