Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Подросток
------ Страница 66 ------

Подросток - Страница 66

научиться для того, чтобы

вашей благосклонностью не злоупотребляли,-- это умение Не Делать Одолжений.

Вот как этому можно научиться.

Прежде всего какое-то время подумайте о всех тех различных способах,

посредством которых тот или иной ваш ребенок добивается чего-либо от вас.

Как он или она говорит в подобном случае?

Эй, мама, у нас кончился хлеб.

Папа, ты разбудишь меня в семь часов?

Папа, ты сможешь забрать меня в 12.30 у кино?

Могу я попросить у тебя 5 долларов?

Мама, возьми меня в веломагазин.

Папа я возьму машину на вечер?

Можно я заведу собаку?

Я привел домой собаку.

Неужели мне придется водить этот ваш старый драндулет, когда я получу

свои водительские права?

К окончанию школы я хочу получить в подарок новый "Датсун".

Все это ситуации, в которых, сказав "да", вы делаете одолжение ребенку.

Это пока еще не вещи, которые вы предоставляете ему или ей; это пока

разрешения, одолжения. И поскольку они представляют собой всего лишь

одолжения, вам соответственно ничто не мешает сказать "да" или "нет".

Продумывая эти примеры, обратите внимание, чувствуете ли вы без всякого

предварительного обсуждения, что должны сказать "да" или, может быть, вашим

первым побуждением оказывается озабоченность тем. как выполнить запрос

ребенка. Если вы чувствуете именно так, вы, вероятно, полагаете: ваша задача

состоит в том, чтобы обслуживать ребенка; а ваш ребенок с тем же успехом

может считать: быть обслуживаемым -- это его или ее право.

Обратите внимание: на многие из этих запросов вы могли бы захотеть

сказать "да", если бы ваши отношения с ребенком складывались хорошо; и вы

могли бы отказать, если в целом с вами обращаются несправедливо. Например,

реплика: "Эй, мама, у нас кончился хлеб" -- звучит неплохо, когда мы слышим

ее от веселого ребенка.во время еды между сменами блюд; и эта же фраза

действует раздражающе, когда произносится требовательным тоном и исходит от

ребенка, который только и делает, что жует весь день перед телевизором, в то

время как вы работаете. В последнем случае вы вполне можете почувствовать

желание сказать "нет". И действительно, если запрос имеет негативную

предысторию, если он относится к той сфере, в которой ваш ребенок постоянно

злоупотребляет вашей снисходительностью, то вы обязательно ощутите: что-то в

вас хочет отказать,-- и, возможно, это желание будет оставаться в вас до тех

пор, пока ситуация не станет более подходящей.

Если Дэйв не появился, когда вы собирались забрать его, то в следующий

раз вам уже не захочется идти за ним.

Если Шейла занимала у вас раньше деньги и не вернула их, что-то в вас

не захочет одалживать ей в следующий раз. Если Карл разбил вашу машину или

если вы обнаружили, что он пытался попробовать, сможет ли она выжать 100

миль в час, или если он никогда не заправляет ее бензином, то вы вполне

можете сказать "нет", когда он попросит ее в следующий раз.

Если Линда не заботится о своих рыбках, вы можете не захотеть купить ей

собаку, когда она попросит вас об этом.

Мы считаем: каждый раз, когда ребенок обращается к вам с просьбой или

требованием, нечто в вас очень хорошо знает, хочет ли оно согласиться или

нет. Раньше вы могли каждый раз говорить "да", потому что вы думали, что

должны отвечать подобным образом. Теперь же, когда бы ваш ребенок ни

попросил чего-либо у вас, сконцентрируйте внимание на вашем внутреннем

сигнальщике: выясните, хочет ли он сказать "да" или "нет", и затем

поступайте согласно его желаниям. Это означает, что иногда (вероятно, в тех

случаях, когда вы получаете удовольствие от общения с ребенком, чувствуете

расположение к нему или к ней) вам захочется сказать "да" -- и вы так и

сделаете. А в других случаях вы откажете.

Прежде всего, если вы собираетесь изменить свое поведение в связи с

разного рода одолжениями ребенку, то будет честным дать знать ему или ей,

что теперь все будет иначе. Поэтому один раз

Навигация:

Страница 68
Страница 67
-- Страница 66 --
Страница 65
Страница 64