должны
выдерживать паузы не менее пятнадцати секунд.
Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, будете говорить
спокойно и вежливо, временно игнорируя всякие попытки сбить вас с толку и
просто придерживаясь своих высказываний, то ребенок может в конце концов
отреагировать на это, обнаружив желание договориться с вами. Например:
Дэйв: Ну ладно, что ты от меня-то хочешь? (Не обращайте внимания на тон
ребенка. Упорно старайтесь добиться, если возможно, устного соглашения с
ним.)
Родитель: Я был бы согласен, если бы газон перед домом поддерживался в
должном порядке.
Дэйв: Я не хочу делать подобную рабскую работу! (Не обращайте внимания
на то, насколько обоснованными или необоснованными являются замечания вашего
ребенка. Продолжайте сосредоточивать все ваше внимание на установлении
справедливого соглашения.)
Родитель: Я хотел бы иметь возможность рассчитывать на справедливый
вклад каждого в дела семьи.
Дэйв: Почему ты не заставляешь Сие выполнять ее обязанности? (Не
обращайте внимания на подобные отвлекающие замечания, продолжайте добиваться
соглашения.)
Родитель: Я был бы еще более согласен, если бы кто-то готовил обеды или
гладил белье.
Дэйв: О... (неприличное слово)! Тогда я буду гладить.
(Не обращайте внимания при этом на грубый и развязный тон. Упорно
придерживайтесь того, чтобы добиться устного соглашения.)
Родитель: Хорошо, я согласен с этим.
Если спустя пятнадцать или двадцать минут ваш ребенок все еще не
проявляет желания обсуждать с вами, как справедливо распределить
обязанности, или просто уходит из комнаты, а может быть, даже сразу же
отказывается от разговора, то тогда на некоторое время оставьте эту тему и
приготовьтесь к тому, чтобы повторить вновь этот шаг через несколько часов
или на следующий день. Сделайте три таких попытки (можно и больше, если вы
этого захотите), прежде чем прийти к заключению о том, что ребенок не
собирается помогать вам решать эту проблему. Когда вы дойдете до этой точки
и почувствуете, что предоставили ему или ей вполне достаточно возможностей
предпринять что-либо, тогда один раз и предельно ясно сформулируйте, что, на
ваш взгляд, было бы справедливым и, следовательно, на что вы будете
рассчитывать в будущем. На этом пока и остановитесь.
Используйте Я-высказывания, включая в них, когда говорите, минимальное
число слов "ты", "твой", "твоя".
Я думаю, будет справедливо, если бы я рассчитывал на то, что ты
убираешь общую комнату каждую неделю, и это именно та помощь, которую я
хотела бы получать и дальше.
Я думаю, будет справедливо, если бы я покупал продукты, платил за них и
мог бы рассчитывать на то, что ты приносишь их домой и выносишь мусор. Это
то, чего бы я хотел.
Я думаю, будет справедливо, если бы я знала, что ты либо учишься, либо
платишь за комнату и питание, либо занимаешься работой по дому. Я буду
надеяться, что произойдет что-нибудь одно из этого.
Я думаю, будет справедливо, если бы все, что ломается в доме,
оплачивалось, и я буду на это рассчитывать.
Если вам удалось добиться от вашего ребенка какого-либо устного
соглашения, завершите этот шаг аналогичным образом, сформулировав одно ясное
резюмирующее высказывание о том, чего именно вы будете ожидать в дальнейшем.
Я буду готовить обеды и дальше, и я буду рассчитывать на то, что общая
комната и кухня будут убраны.
Я буду делать свою часть работы и дальше, и я буду рассчитывать на то,
что белье будет выглажено каждую неделю.
Я буду рассчитывать на то, что в доме не окажется никого, кроме тебя,
когда меня нет.
Я буду теперь рассчитывать на то, что все сломанное будет оплачено.
Я буду надеяться и далее на свободу от стерео, кроме двух часов -- с 9
до 11 часов вечера.
Если вы честно и на самом деле проделали все, предполагаемое данным
шагом, то к этому моменту вы уже будете знать,