Главные цели второго шага состоят в том, чтобы поупражняться в
настойчивости и избежать того, чтобы вас уводили в сторону. Достижение этих
двух целей обеспечит успех этого шага -- вне зависимости от того,
удовлетворите ли вы при этом ваше законное желание или нет.
Вот что следует предпринять для второго шага.
В том случае, если ваше желание, сформулированное на первом шаге, не
встретило у ребенка понимания и поддержки, составьте заранее короткое, ясное
Я-вы-сказывание, описывающее, что согласно вашему желанию должно произойти,
чтобы ослабить эмоциональный сигнал. Убедитесь, что в данном высказывании
нет слова "ты".
Если проблема состоит в том, что не делается какая-то работа, тогда
скажите:
Я хотела бы, чтобы кухня была убрана.
Я хочу, чтобы мне сегодня помогли по-настоящему.
Я хочу, чтобы за собакой было убрано.
Если же проблема в том, что все же случилось то, чего, по вашему
мнению, не должно было произойти, тогда скажите:
Я хотел бы твердо знать, что ни один человек не придет к нам в дом без
моего разрешения.
Я желаю твердо знать, что не услышу здесь каких-либо ругательств.
Если ваш ребенок "одолжил" нечто принадлежащее вам, не спросив вас об
этом, тогда скажите:
Я хотела бы, чтобы мне вернули мою блузку такой, какой она была
(выстиранной и отглаженной).
Или:
Я желаю твердо знать, что никто не войдет в мою комнату, не спросив
разрешения.
Я хочу, чтобы в моем доме заботились о собаке.
Я хотел бы получить деньги за этот телефонный счет.
Я хочу, чтобы в моем доме не было марихуаны.
Я хотела бы, чтобы дыра в стене была заделана.
Когда вы составите подобное высказывание, запомните его и держите
наготове.
Теперь постарайтесь отчетливо осознать: в данном случае вы отстаиваете
справедливые и по существу равноправные отношения между вами и вашим
ребенком, а он нуждается в том, чтобы вы проявляли настойчивость в
провозглашении и отстаивании этого равноправия. Однако подросток также
должен знать, что вы можете быть и будете твердым в такого рода заботе о
себе, и в его амплуа входит оказать вам некоторое сопротивление для проверки
этой твердости. Ребенок может использовать всевозможные уловки, чтобы
отвлечь вас, сбить с толку, перевести разговор на что-либо другое. Ваша
задача будет заключаться в том, чтобы твердо придерживаться в подобном
диалоге своей линии и воздерживаться от обсуждения всех заманчивых
посторонних тем и вопросов, предлагаемых вам ребенком.
Вы начнете этот разговор на тему, составляющую предмет вашего желания;
решите же для себя, что никакой иной предмет -- вне зависимости от степени
его важности в другое время -- не отвлечет вас от вашего желания до тех пор,
пока оно не будет удовлетворено.
Высказывая свое желание, приготовьтесь полностью, всем своим существом
включиться в решение данной задачи. Не выкрикивайте его из соседней комнаты
и не высказывайте свое пожелание вполоборота. Пойдите туда, где находится
ваш ребенок, подойдите к нему достаточно близко (от трех до пяти футов) и,
когда будете говорить, полностью, всем телом повернитесь к сыну или дочери.
Как только вы впервые после эмоционального сигнала увидите ребенка,
подойдите к нему и выскажите вежливое требование. Это, по-видимому,
единственный случай, когда мы советуем вам воспользоваться вопросительным
предложением, но его цель состоит не в том, чтобы вынудить ребенка
сотрудничать с вами (вопрос, скорее всего, здесь не поможет), но в том,
чтобы заложить хорошую основу для последующего диалога.
Это требование напомнит ребенку, что вы чувствуете за собой
определенное право, что вы вежливы и будете и дальше заботиться о себе.
Барбара, не будешь ли