Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

(5) Гл. 15 Выдержки из лекций и бесед Шрилы Прабхупады

(1)(2)(3)(4)(5)

(5) Гл. 15 Выдержки из лекций и бесед Шрилы Прабхупады


Мы должны использовать свою жизнь для тапасъи, для постижения нашей истинной природы. Тапо путрака йена шуддхйед саттва. Вот в чем смысл жизни. Нам необходимо очиститься. В данный момент мы осквернены, поэтому над нами властвуют рождение, смерть, старость и болезни. А когда мы очистимся, то уже не будем подвластны этим четырем законам материального бытия. Спасибо за внимание. Харе Кришна (окончание лекции по «Шримад Бхагаватам», Мельбурн, 22 мая 1975 г.).

***

То же самое говорится и в данном стихе: на курйат кар-хичит сакхйам. Мы не должны делать поблажек тем, кто находится под нашим началом. Необходимо контролировать их деятельность. Так и наш ум... Ум является причиной нашего материального существования. Именно в уме возникает мано-дхарма. Из-за чего мы находимся в материальном мире? Из-за того, что в нашем уме произошла эта перемена. По своей природе мы — вечные слуги Кришны, джйвера сварупа хайа нитйа кршна даса. Но иногда у слуги возникает мысль: «Не

хочу больше быть слугой. Стану-ка я господином». Ничего удивительного в этом нет. Господин окружен всевозможными благами, и слуга, видя это, может ему позавидовать: «Он наслаждается жизнью, а я только и знаю, что служу ему. Почему бы и мне не пользоваться такими же благами? Я буду есть все, что захочу, буду спать, когда захочу». Слугу привлекают эти так называемые блага, и он пытается имитировать своего господина. Когда живое существо начинает имитировать Верховную Личность Бога, оно падает. Кршна бхулийа джива бхога ванчха каре, пашате майа таре джапатийа дхаре. Как только мы забываем свое положение и пытаемся имитировать Кришну, начинается наше падение, майя. Надо быть очень осторожными (лекция по «Шримад Бхагаватам», Вриндаван, 25 ноября 1976 г.).

***

Манадена. Мы должны быть готовы выразить почтение каждому. Не только преданным, а всем и каждому. Потому что каждое живое существо по своей природе является преданным Кришны. Те, кого окутала завеса майи, ведут себя словно демоны, однако по своей природе каждое живое существо — преданный слуга Кришны. Джйвера сварупа хайа нитйа кршнера даса. Все живые существа — вечные слуги Кришны. Но, когда живое существо попадает под влияние майи, когда оно получает от нее материальное тело... Пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах: когда живое существо находится во власти трех гун майи, оно не считает себя слугой Кришны. Оно считает себя независимым от Кришны. Но на самом деле быть независимым от Кришны невозможно. Я уже приводил пример с заключенными, преступниками: они попали в тюрьму из-за того, что считали себя независимыми от законов государства и нарушили их. Человек, совершающий преступление, думает: «Какое мне дело до законов!» Но потом за свои действия, преступные действия, он попадает в тюрьму, и там его заставляют подчиняться законам. Находясь на свободе, он их нарушил, а в тюрьме его за это наказывают, и ему приходится подчиняться зако-

нам. И точно так же все те, кто не признает власть Верховного Господа, являются преступниками, и Дургадеви наказывает их. Чхайэва йасйа бхуванани бибхарти дурга (лекция по «Нектару преданности», Вриндаван, 23 октября 1972 г.).

***

Карандхара. Перевод: «Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, если бы не влияние энергии Верховной Личности Бога, зачем было бы чистой душе, обладающей чистым сознанием, связывать себя с материальным телом? Эта связь подобна сну, в котором спящий видит, как действует его тело». Прабхупада. Комментарий?

Карандхара. Комментарий: «Этот стих дает исчерпывающий ответ на вопрос Махараджи Парикшита о том, как живое существо, отличное от материального тела и ума, начинает материальную жизнь».

Прабхупада. Это очень важный вопрос. Махараджа Парик-шит хотел выяснить... Многие люди спрашивают: «Как могло живое существо, которое общалось с Кришной, пасть в материальный мир?» Ведь правда, многие задают этот вопрос? «Как могло живое существо, находясь рядом с Кришной, оскверниться материальными качествами и пасть?» Здесь дается ответ на этот вопрос. Читай перевод. Карандхара. «О царь, если бы не влияние энергии Верховной Личности Бога...»

Прабхупада. Живое существо оказалось под влиянием материальной энергии — только и всего. В действительности оно никуда не падало. Иногда еще приводится пример с облаком, которое движется по небу и частично закрывает луну. Вы наверняка это видели: облако идет по небу, и кажется, будто луна движется вместе с ним. Видели такое? Ученики. Да.

Прабхупада. На самом деле луна не движется вместе с облаком. Это майя, иллюзия. Нам только кажется, что луна тоже движется. Подобно этому, живое существо, будучи духовной искрой, частицей Всевышнего, никогда не падает. Никогда не падает. Однако оно думает: «Я — падший. Я — часть матери-

ального мира». Вот в чем дело. Живое существо думает: «Я — тело». В действительности это тело не имеет ко мне никакого отношения. Наш опыт показывает, что тело не имеет никакого отношения к душе. Тело меняется, умирает, но я остаюсь неизменным. Это как в примере с луной: движение облака не имеет к луне никакого отношения. Луна находится очень далеко от облака и никак с ним не связана, но кажется, будто луна движется вместе... Постарайтесь понять это. Важно, чтобы у вас возникали вопросы и чтобы вы искали на них ответы. Это очень важно. Атма-майам рте раджан... Все это устраивает иллюзорная энергия Кришны. Мы попадаем под ее влияние, когда забываем Кришну. Вот так... Иначе говоря, иллюзия, заставляющая нас отождествлять себя с телом, возникла из-за того, что мы забыли Кришну. Мы хотели забыть Кришну, хотели уйти от Него и наслаждаться в материальном мире. И Кришна дает нам...

Например, если вы играете в спектакле роль царя и при этом действительно ощущаете себя царем, у вас все будет получаться очень натурально. А если вы будете все время помнить: «Я Карандхара», то не сможете хорошо играть роль царя. Разве не так? Хорошо играть роль может только тот, кто вжился в нее. Если вы играете царя, вам нужно верить в то, что вы — царь, и быть таким же храбрым, как настоящий царь. Надо забыть, что вы Карандхара. Тогда вы сможете хорошо играть эту роль, и всем очень понравится. Но если вы играете царя и при этом думаете: «На самом деле я Карандхара, просто сейчас мне приходится изображать из себя царя», — у вас ничего не получится. Поскольку мы захотели играть роль Кришны, наслаждающегося, Кришна дает нам возможность войти в эту роль, и мы думаем: «Я царь, я Бог, я Кришна». (Все смеются.) Все эти негодяи, все, кто думает: «Я господин. Я царь. Я Кришна, Бог», — просто тешат себя этой мыслью. Только и всего. А посылает им эту мысль Кришна: «Ты хочешь играть роль царя — хорошо. Я научу тебя...»

...Артха самбандхах. Свапна-драштур иванджаса. Это очень точное сравнение — свапна-драштух. Бывает, что человек видит кошмарный сон и кричит от ужаса: «На меня напал тигр, спасите, спасите!» Кто-то другой может спросить

его: «Какой тигр? Ты что кричишь? Где тигр?» Но спящий человек реально ощущает, что на него напал тигр. Вот почему в этом стихе приводится пример со спящим человеком. На гхатетартха-самбандхах. На самом деле душу с телом ничего не связывает. Эта связь подобна сну, в котором спящий помещает себя в определенную ситуацию. Человеку снится, что на него напал тигр, и его охватывает страх. В действительности ему нечего бояться. Никакого тигра нет. Это всего лишь сон. Наяву никакого тигра нет...

...Итак, если вас спросят: «Когда душа впервые соприкоснулась с материальной природой?», — вы можете ответить, что она с ней никогда не соприкасалась. Душе это просто кажется, поскольку она находится под влиянием внешней энергии Господа. Как в том примере: человек спит и не соприкасается ни с каким тигром. Он не может соприкасаться с тем, что ему снится. И точно так же душа ниоткуда не падала. Она не может пасть. Но она создает такие условия, в которых ей... Постарайтесь в этом разобраться. Это очень важно. Мы просто создали определенные условия. Точнее, не мы их создали, а Кришна дал нам эти условия. Мы захотели сами стать Кришной, и Кришна дал нам такую возможность: «Хорошо, попробуй. Ты хочешь играть роль царя, как в спектакле, — пожалуйста. Почувствуй себя царем, выступай в этой роли, веди себя как царь. Зрители будут хлопать в ладоши: „Ах, какой замечательный царь!"».

...Наше нынешнее состояние, в котором мы соприкасаемся с материей, подобно сну. На самом деле мы ниоткуда не падали. И потому в любой момент мы можем возродить свое сознание Кришны. Стоит нам осознать, что мы не имеем ко всему этому никакого отношения, что мы просто слуги Кришны, вечные слуги Кришны, как мы сразу становимся свободными. Например, стоит нам... Иногда мы это делаем. Когда нам снится страшный сон, мы хотим проснуться, и, когда этот сон становится невыносимым, мы просыпаемся. Подобно этому, мы в любой момент можем разорвать свою связь с материей. Для этого нам нужно обрести сознание Кришны. «Кришна мой вечный господин, а я Его слуга». И ничего больше. Именно это от нас и требуется. На самом деле мы не падали.

Никто не может пасть. Как в том примере: на самом деле тигра нет, это просто сон. Наше нынешнее состояние — тоже сон. Мы не падшие. Мы в любой момент можем избавиться от этой иллюзии. В любой момент. Если вы внимательно изучите эти стихи, вам все станет понятно...

...Таково наше положение. Мы не падшие. Нам просто кажется, что мы пали. Надо выбросить из головы эту глупую мысль. Тогда мы станем свободными. Что-нибудь непонятно? Посмотрите, какой важный стих. В этих книгах все объясняется, просто вы их не читаете. Читайте их каждый день, внимательно читайте каждый стих. Старайтесь понять, усвоить их, и вы будете каждый день продвигаться по пути к Кришне: еще сто метров, еще сто метров. Это очень важные стихи. Вьясадева так замечательно в двух строках все объяснил. Вот что такое шастра. В двух строках объясняется целая философия (лекция по «Шримад Бхагаватам», Токио, 20 апреля 1972 г.).