что так или иначе мы совершаем
оскорбления по отношению к святому имени или же против вайшнавов. В
любом случае это первое оскорбление святого имени, садху-нинда. Тогда
становится абсолютно невозможным развить влечение к святому имени. Я
оченнь удивлялся, потому что иногда очень часто преданные, может быть
даже не очень и преданные, чаще всего друзья Кришны, но преданные
тоже, вновь и вновь задают один и тот же похожий вопрос. У них
проблема в том, что им неособенно нравится повторять Харе Кришна. Они
жалуются: "Я чувствую какой-то механический процесс от повторения."
Или же в самом начале, когда они начинают повторять, они говорят: "О!
Это было настолько блаженно. У меня волосы вставали дыбом на теле, и я
иногда даже плакал. Но сейчас я уже больше ничего не чувствую". Это не
значит, что есть какой-то изъян в святом имени. Естественный процесс
состоит в том, что наше влечение и экстаз увеличиваются все более и
более, но так или иначе мы несчастны. В какой-то момент, да, мы начали
воспевать святое имя, которое настолько благоприятно, что оно очищает,
но, через какое-то время после постоянных апаратх нама-прабху, против
сятого имени, святое имя удалило себя само, и мы не чувствуем никакого
влечения. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что это может
продолжаться в течении какого-то времени, но искренний преданный в
один момент очень задумается: "Что же происходит? Я уже так долго
повторяю мантру, и всеравно всетаки мое сердце кажется сделанным из
стали. Мое сердце не плавится. Что же происходит? Что же не так?" Если
он искренен, то в какой-то момент, на каком-то этапе своей жизни в
сознании Кришны он подумает так. И такому преданному, искреннему
преданному, советуется проконсультироваться у старших преданных. "Что
же я делаю не так?" И старший возможно укажет на это, и тогда ему
нужно будет изолировать, нейтрализовать эти оскорбления и очень
счательно стараться избегать их, и просто продолжать процесс
воспевания. В конце концов нет другого решени, мы должны просто
повторять, воспевать. Говорится, что если мы постоянно повторяем
мантру, если человек никогда не оставляет повторение, в конце концов
человек обязательно полностью очистится. Самая огромная проблема, с
которой мы можем сталкнуться в нашей духовной жизни, это если мы
оставим повторение мантры. Пока мы продолжаем - есть надежда, но, как
только мы оставляем это - совершенно безнадежно, больше никакой
надежды нет. Воспевание святого имени Кришны настолько важно, поэтому
все шастры так сильно подчеркивают эту юга-дхарму, воспевание. В
действительности в "Шримад-Бхагаватам" есть множество стихов
прославляющие процесс воспевания святого имени. И, конечно же, вся
"Чайтанья-Чаритамрита" наполнена стихами прославляющими славу
воспевания святого имени. И хотя в "Шикшаштаке" Господь Чайтанья
отмечает то, что Он несчастен, неудачлив, потому что не имеет влечения
к святому имени, Он настолько милосерден играя роль обычного человека,
что Он дает решение этой проблемы в следующих стихах: "Следует
стараться быть очень скромным, очень терпеливым. Следует стараться
развить в себе эти вайшнавские качества". Что же это означает? Он
также объясняет это в ледующем стихе: "Истинный вайшнав обязан
воспитывать в себе непривязанность". Поэтому Чайтанья Махапрабху
молится Господу: "Меня совершенно не интересует материальное
великолепие или же последователи поклоняющиеся Мне, или же какая-то
ученая эрудиция. Меня совершенно не интересует все это". Это то, каким
образом мы можем совершать какой-то прогресс в сознании Кришны -
стараясь быть непривязанными к материальным привязанностям, что
несомненно само по себе тоже помогает. В "Чайтанья-Чаритамрите"
упоминается, там, где Чайтанья Махапрабху дает наставления Санатане
Госвами (или Рупа Госвами): "Пока человек привязан к своему языку и
желудку, удовлетворяя свои язык желудок и половые органы, бегая
взад-вперед повсюду, Кришна никогда не проявится в сердце такого
человека". И соблюдая все эти вещи: культивирование непривязанности,
становление терпеливым, смиренным, избегание этих оскорблений по
отношению к святому имени, в особенности невнимательное воспевание,
словом,