или психологическими нару-
шениями, которые делают их недееспособными, то они просто не дол-
жны браться в храм. В принципе, мы можем иметь структуры типа прию-
тов или чего-то подобного (ФФЛ тоже из этой серии), но тогда к этой
программе и надо подходить как к таковой. Другой вопрос, достаточ-
но ли храм имеет ресурсов для того, чтобы ее начать. Если же они
нормальные, то это вопрос обучения и практики. В любой ситуации вы-
пускникам школы, молодым специалистам и молодым семьям приходится
туго поначалу. Если есть достаточно развитая община, то она естес-
твенно может помочь. В противном случае все-таки приходится счи-
таться с реальностями: если мы не можем накормить гостя прасадом,
напоить водой и даже предложить подстилку, чтобы он мог сесть, то
шастры предписывают, что следует припасть к его словам и просить
прощения за то, что мы такие никчемные, и за необдуманные обещания.
Но я вижу, что мы все-таки можем сделать что-то большее. Предлагаю
этот конкретный вопрос разбить на две темы, которые уже обсуждают-
ся в конференции -- система образования и формирование общины (На-
ма хатты и иже с ними).
Продолжаю письмо преданного (назову его условно Харидас Прабху)
>Меня, вообще-то немного удивило Ваше мнение по поводу работы на
кармическом >предприятии. Особенно, что касается "ЧИСТОГО
ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ". >Если речь идет о преданном, который уже ра-
ботает на этой работе и очень неплохо >зарекомендовал себя там, то
это понятно, но когда мы имеем ввиду молодого >бхакту, до этого ни-
когда не работавшего, а сразу со школьной или институтской >скамьи
перешедший в ашрам, и потому не имеющего никакого опыта, то ему
>будет довольно сложно хотя бы устроиться на работу, особенно в на-
шей стране, >где и так безработица, и молодым людям довольно труд-
но найти работу. К тому >же, если работая на этой работе, он не
сможет ни общаться с духовными учителями >во время их приезда, ни,
тем более, посещать фестивали из-за напряженного >графика, то
вряд-ли такая работа будет способствовать его духовному прогрессу.
>То есть, я хочу сказать, что лучше всего, если и устраиваться на
кармическую >работу, то только на такую, где есть свободный график
работы.
Махашакти Прабху очень уместно ссылается на ситуацию на За-
паде. История показывает, что большинство преданных действительно
женятся и действительно вынуждены находить работу на стороне. Пото-
му что наши общины еще не достаточно развиты, чтобы занять в их ра-
макх людей с самыми разными наклонностями и профессиями. И для то-
го, чтобы подготавливать квалифицированные кадры у нас не хватает
квалифицированных преподавателей.
Я понимаю беспокойство Харидаса Прабху за духовный прог-
ресс. Действительно, ашрам грихастхи -- это ашрам, требующий гораз-
до большей духовной, материальной, интеллектуальной и социальной
зрелости, чем ашрам брахмачари. Но, если вы не получаете этого рос-
та в храме, то вы не сможете заставить руководство. Все же люди.
Взаимоотношения -- это добровольная вещь. Вы не можете их навязать.
Это из области нашего косвенного влияния. Например, даже будучи ре-
гиональным секретарем, я не могу навязать это президентам храмов,
хотя понимаю, что именно этого от меня и ожидают многие преданные.
Процесс роста и построения взаимоотношений постепенен, и требует
существенной работы. Но есть что-то, что может сделать каждый из
нас (и что пытается делать Ваш покорный слуга) -- это заниматься
своим личным ростом во всех этих четырех областях, и брать на себя
инициативу и ответственность за то, чтобы развивать программы обу-
чения и подготовки брахмачариев и развития общины грихастх. Я уве-
рен, что видя ваше серьезность, с одной стороны, и смирение, с дру-
гой, Ваше руководство будет только приветствовать и всячески под-
держивать это. Для этого Вам нужно становиться не бизнесменом, а
проповедником. Шрила Прабхупада говорил: "возмьмите судьбу в свои
руки!" Для того, чтобы общество функционировало нормально, в нем
должно быть какое-то подобие всех варн и ашрамов. Поначалу вы може-
те наслаждаться духовной и не слишком обременительной жизнью как
брахмачари - ездить на лекции гуру, проводить большую часть време-
ни изучая шастры и собирая пожертвования, занимаясь тем или иным
служением. Но у вас появляется долг перед теми, кто обеспечивает
для вас всю эту программу, как духовно, так и физически. Поэтому по
мере того, как вы растете, у вас появляется долг перед гуру и стар-
шими Ваишнавами (неважно, живущими в храме или дома --теми, кто
поддерживает храм). Это означает брать на себя ОТВЕТСТВЕННОЕ служе-
ние по распространению СК. Точно так же , как о вас заботится гуру,
вы должны начать заботиться о других преданных. У вас появляются
заботы о финансовом благополучии преданных,