данными, то большинство руководи>телей (чего
греха таить, я тоже) скорее всего откажут. > Основание -- "зачем он
мне ?".
Мне кажется, что одна из проблем, в недопонимании различия между
понятиями "жить в храме" и "быть преданным". В настоящее время,
когда доминирующая культура еще навязывает тождественность этих по-
нятий, отбор кандидатов для житья в храме по состоянию здоровья ес-
тественно может восприниматься как волюнтаризм в решении кому быть
преданным, кому нет. Вряд ли кто-то сможет взять на себя такую от-
ветственность. Для того, чтобы дать возможность практиковать СК,
как раз и существуют различные ашрамы. И ашрам домохозяина ничуть
не хуже ашрама брахмачари -- это просто разные ашрамы. Программа
"клетка" развития сети Нама-Хатт как раз и предназначена, чтобы
предоставить условия для практики садханы и практического служения
людям с самыми разными индивидуальными психофизическими характерис-
тиками. Я бы не рассматривал всякий отказ принимать тех или иных
людей для проживания или даже посещения храма как потребительский
подход, хотя последний может часто иметь место. Навин Кришна Праб-
ху на мой вопрос из этой серии ответил, что нужно проявлять мило-
сердие не только к нищим, но и богатым. Нужно практически взвеши-
вать свои силы и ресурсы перед тем как брать на себя ту или иную
ответственность. Вместе с тем согласен, что это лишь пассивный под-
ход к решению. Более активный я как раз вижу в программах типа
"клетка". И превращаться из менеджеров в пастеров, которые действи-
тельно заботятся о прихожанах. Все эти и многие другие острые воп-
росы будут обсуждаться на конференции по Социальному Развитию
ИСККОН во время майапурского фестиваля.
Надеюсь, письмо застанет тебя в добром здравии, тс ЯНД
From: (Bhakta Serguei) Markon (Moscow FFL)
Subject: Семейная жизнь в ИСККОН -- продолжение
------------------------------------------------------------
> одна из проблем, в недопонимании различия между понятиями
> "жить в храме" и "быть преданным"
Извините, но я воспринимал как само-очевидное и не требующее
доказательства то, что жизнь в храме гораздо более благоприятна для
духовного роста. В определённых условиях она просто необходима.
Я не имею ничего против ашрама домохозяев. Они основа любого
нормального общества, 90% преданных когда-то женятся и будут жить
вне храма, это нормально и практически неизбежно. Они смогут про-
должить практиковать сознание Кришны дома. Но жизнь в храме нужна
для того чтобы начать практику преданного служения.
Если сознанием Кришны заинтересовался взрослый, женатый че-
ловек, имеющий семью, работу и кучу разных обязанностей то конеч-
но глупо пытаться всё это бросить и переселятся в храм (хотя и
здесь есть удачные примеры).
Но большинство вновь приходящих, это молодые люди, подростки
(или просто дети). Для них понятия "жить в храме" и "быть предан-
ным" практически тождественны. В молодёжной среде, парень решивший
соблюдать 4 принципа, сразу становится посмешищем. В разговорах с
ними, я часто слышал, что они стеснялись рассказывать об этом. Ты
сам знаешь что мнение окружения имеет подчас решающее значение, в
храме общественное мнение подогревает желание становится преданным,
вне храма -- гасит. В храме жизнь составлена так (при всех её не-
достатках) что преданному не приходится сталкиваться со множеством
припятствий и соблазнов, преодолевать которые он вынужден за преде-
лами храма.
Есть куча других причин и примеров, они общеизвесны. Я даже
несколько удивлён тем, что приходится объяснять такие простые и
очевидные, на мой взгляд, вещи. Не сочти это за оборонительную по-
зицию
Предыдущий текст получился несколько сумбурным. В нём я от-
влёкся от предмета разговора.
То что жизнь в храме является для большинства людей необходи-
мым условием принятие Сознания Кришны, я считаю очевидным и к это-
му имеет смысл вернуться только, если кто-то возразит.
Я хотел поговорить об отношении которое господстует при реше-
нии вопросов о поселении в храм и проживании. Именно его я и назы-
вал потребительским. Оно заключается в том что на каждого потен-
циального преданного мы смотрим не как на душу желающую вернуться
домой, а как на товар. И вопросы которые мы при этом себе задаём:
"- А сумеет ли он удовлетворить те желания и опрадать надежды кото-
рые я с ним связываю, а стоит ли он тех средств которые я буду вы-
нужден на него затратить, а не принесёт ли он мне слишком много
проблем". Короче, покупать мне его или нет.
Как правило наиболее остро эти вопросы встают если преданный
имеет какие-то проблемы со здоровьем (например не может мыть посуду
в холодной воде) или агрессивно настроенных