Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 29 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 29

он выйдет из равновесия. Такой музыкант обычно теряет стабильность, проваливая выступления раз за разом.

Будучи преданными, мы понимаем, что самая большая проверка — это смерть. Во время смерти наше сознание будет зависеть от того, чем мы занимались на протяжении жизни, какие у нас были приоритеты, а от этого, в свою очередь, будет зависеть, какое тело мы получим. Если мы всю жизнь пребываем в смущении, если мы блуждаем без пути, гневаемся или погрязли в безверии, то откуда же у нас возьмется великая вера, когда настанет время нам встретить самое тяжкое испытание — смерть,— во время которого ум, разум и чувства подводят нас на каждом шагу? И напротив, если человек всегда неизменно, каждый день, действовал на духовном уровне, не играя ни в какие нормативные игры, если постоянно, в любом положении, прославлял Господа, тогда, естественно, переход будет нетрудным.

Это самая большая проверка на осознание того, что за всем происходящим стоит Кришна. Некоторые люди верят в Бога только до тех пор, пока их жизнь разворачивается согласно их собственному плану, но стоит им только столкнуться с какимито трудностями, они теряют веру. Когда мы сможем, наконец, помнить и с любовью славить Господа независимо от обстоятельств, тогда мы станем полноправными обитателями духовного мира. Не позволяя себе цепляться за общепринятое в материальном мире, который есть тюрьма, мы готовим себя к миру духовному.

Когда мы научимся преодолевать двойственность независимо от обстоятельств, это и будет означать высокую степень нашей духовности. До какой степени мы не способны ее преодолеть, до той же степени — мы должны это понимать — мы являемся частью материальной среды, где преобладает именно

120

Принцип 29

такой тип мышления. Здесь двойственность постоянно влияет на людей, они дипломатничают, делят всех вокруг на друзей и врагов. Каждый здесь подвержен различным фобиям и страхам, старается урвать что-то для себя или ищет способов навредить другому прежде, чем тот навредит ему. Адская природа этой среды видна невооруженным глазом, а Шрила Бхактисиддханта дает нам понимание того, как выйти за пределы двойственности.

Принцип 30

Отца и мать живое существо получает в каждом рождении. А вот наставлений, направленных на высшее благо, можно и не получить.

Некоторые из нас очень привязаны к своим родственникам, и тогда такое утверждение покажется довольно грубым. Это естественно ведь именно мать и отец приводят нас в этот мир. У нас есть определенная кармическая ответственность перед ними, потому что они помогли нам получить тело, в котором мы теперь можем заниматься преданным служением. Да, мы в долгу перед ними, но, занимаясь преданным служением, мы отдаем все свои долги разом. Люди, занятые формальной религиозной деятельностью, не осознают, сколько долгов они получают одновременно с телом. Едва родившись, они уже в долгу перед полубогами, предками, солнцем, луной и т.д. В своей ежедневной деятельности, даже в еде и дыхании, мы зависим от очень многих. У каждого человека есть кармическая ответственность, но преданное служение покрывает эти долги, если, конечно, мы в самом деле преданные. Если мы не преданные, то мы в долгу перед многими и многими живыми существами.

В каждом рождении мы входим в различные группы и сообщества. Много раз мы были чьей-то матерью, и много раз — чьим-то отцом. Было у нас и множество других связей с другими

123

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

живыми существами. Поэтому не нужно слишком уж восторгаться какими-то связями или привязываться к ним, ибо они продлятся лишь несколько быстротечных лет. Мы не отвергаем взаимоотношений с людьми, но также и не хотим, чтобы они вытеснили из нашей жизни все остальное.

Вопросы и ответы

Вопрос: Что нужно делать в случае, если муж не хочет заботиться о детях и жене, а желает быть свободным, чтобы жить как санньяси? Он считает, что семейная жизнь — это привязанность, которая мешает его духовному продвижению.

Ответ: Нужно взять метлу и отлупить его! Он вовсе не являет собой образец непривязанности, а просто бежит от ответственности. Нередко люди ударяются в отречение просто потому, что им надоела жена и скучные обязанности. Бывали случаи, когда грихастхи просили у Шрилы Прабхупады санньясу, но он отказывал им, ибо понимал, какие мотивы за этим стоят. Они хотели воспользоваться санньясой, чтоб оправдать свой уход от ответственности.

В некоторых случаях муж может действительно проявлять непривязанность к жене, но если присмотреться, окажется, что у него есть сильная привязанность к другой женщине или другой форме чувственного наслаждения. Совершенно очевидно, что, на самом деле, он вовсе не отрешенный. Отрешенность не означает лишь отречение от внешнего чувственного наслаждения; это привязанность к служению и поклонению Кришне. Когда приходит такая отрешенность, человек в любые отношения может внести гораздо больше. Не должно быть так, что мужчина женится, заводит двух-трех детей, а потом только понимает, что это, пожалуй, слишком большая ответственность.

В нашем Движении сейчас все организовано так, чтобы человеку было трудно даже подумать о том, что он может разорвать

124

Принцип 30

отношения и принять санньясу. Если человек хочет принять санньясу, но у него есть дети, он должен позаботиться о жене

Навигация:

Страница 31
Страница 30
-- Страница 29 --
Страница 28
Страница 27