Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 32

гуру, они по своей наивности пытались подражать Шриле Прабхупаде. В те времена Шрила Прабхупада был единственным духовным учителем, которого они в своей жизни видели. А Шрила Прабхупада был не просто гуру, он был ачарьей-основателем и сенапати-бхактой, приход которого был предсказан еще до того, как он пришел в эту вселенную. Он находится практически на том же уровне, что и родоначальники сампрадай. Это один из особых агентов Кришны.

В начале, когда первые одиннадцать гуру заняли свои посты, у них не было иного примера для подражания, чем Шрила

130

Принцип 30

Прабхупада. В некоторых случаях, возможно, даже бессознательно, они пытались перенять настроение Шрилы Прабхупады во всех областях. Принимая его настроение, но не поднявшись на его уровень зрелости, они порой брали на себя больше, чем могли нести. Вследствие этого некоторые преданные стали противостоять этим нескольким гуру и, возможно, захотели сделать положение гуру чем-то формальным, как английская королева. Королевская семья в Англии не имеет сейчас большой власти; но всем она нравится. Англичане хвастаются своей королевой при каждом удобном случае, но если она осмелеет настолько, что станет слишком настойчиво высказывать свое мнение, политики скажут ей: «Послушайте, остыньте-ка. Вы создаете слишком много беспокойств». У нее есть определенная собственность и несколько очень дорогих бриллиантовых украшений. Большинство англичан очень ее любят, но, в основном, ее положение — это только название. Некоторым людям хотелось бы, чтобы и гуру были в том же положении, чтобы это было только название.

Это деликатный вопрос, потому что наше положение духовных учителей похоже на положении юной матери. Может быть, она родила ребенка, когда ей было тринадцать лет. Она сама еще ребенок, но она же и родитель. Если она откажется от своего материнства, ее ребенок пострадает, потому что она бросит исполнять обязанности матери. Однако если она попытается действовать как зрелый родитель, не получая помощи и совета от старших, ребенок также будет страдать. Получается, что, поскольку она сама и ребенок, и родитель, она должна принять прибежище в зрелости других. Она должна последовать примеру тех, кто достиг зрелости, и постепенно подняться на тот уровень, который позволит ей полностью справляться со своими обязанностями. Мы видим, что здесь присутствуют две крайности. Будучи молодыми гуру, мы, если попробуем притворяться полностью зрелыми, столкнемся с проблемами; а если принизим взаимоотношения гуру и ученика,

5‘

131

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

то не сможем должным образом позаботиться о людях и уделить им должное внимание.

Писания недвусмысленно требуют, чтобы преданный стал гуру. Господь Чайтанья заявляет: «Научи всех и каждого исполнять приказы Господа Шри Кришны, которые даны в «Бхагавад-ште» и «Шримад-Бхагаватам». Так стань духовным учителем и постарайся освободить каждого в этих краях» («Чайтанья-чаритамрита», «Мадхья-лила», 7.128). Кроме того, Господь Чайтанья дал указание Шриле Рупе Госвами как будущему авторитету в практике преданного служения, что вначале каждый должен принять прибежище духовного учителя, получить от него посвящение в мантру, исполнять приказы гуру, следовать по стопам великих ачарьев под руководством духовного учителя и вопрошать духовного учителя о том, как продвинуться в духовной жизни.2

Из «Бхагавад-гиты» мы также знаем, что нам не познать Личность Бога без посредничества духовного учителя:

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю.

Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя

души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.»

Бхагавад-гита, 4.34

Не имея личного духовного учителя, не имея личного руководства, преданный не сможет должным образом узнать и понять Кришну. Идея ритвиков, что нам не нужен личный

2 А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, «Нектар преданности».

132

Принцип 30

гуру и мы можем просто принять Шрилу Прабхупаду, похожа на христианскую концепцию Иисуса Христа. Раз Иисус умер за грехи людей, значит, его последователям достаточно принять его как своего спасителя. Они могут и не рассматривать необходимость изменения собственного поведения, поскольку они приняли Спасителя. У преданных при таком понимании Шрилы Прахупады не много шансов получить личное руководство, и они могут пострадать больше всех, если им доведется отклониться, потому что никто не сможет указать им на их отклонение. Не имея физически присутствующего личного гуру, некоторые начнут делать что попало и оправдывать свои действия, как им нравится.

Принцип 31

Хотя деятельность преданного может показаться внешне похожей на скверные дела, которые делает псевдо-преданный, они так же отличаются друг от друга, как рай и ад, как молоко и лимонный сок.

Порой мы видим преданных, которые напряженно трудятся, а порой встречаем материалистов, еще более трудолюбивых. Есть материалисты, которые работают по шесть-семь дней в неделю. В чем разница между работой преданного и работой материалиста? Различие лежит в области сознания и целей работы. Будучи преданными, мы не хотим становиться трудоголиками на том лишь основании, что большинство людей работают. Существуют преступники, которые трудятся, вообще, больше всех. Они порой бывают очень умны и весьма последовательно и регулярно отдают много часов ежедневно своей преступной деятельности. Понятно, что преданное служение основывается не на работе как таковой, а на сознании.

Хотя предание себя и не зависит от работы как таковой, мы хотим, чтобы наша

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30