Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 43 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 43

уме и теле, чтобы наше преданное служение было долгим и непрерывным. В противном случае нас ждет праяса, чрезмерные усилия, поскольку аскезы ведь можно совершать и в невежестве. Иногда бывает, что преданный в течение какого-то времени очень аскетичен, но, поскольку это искусственный аскетизм, направленный только на то, чтобы создать определенную видимость, потом он бросается в другую крайность. Такую модель принимать не следует.

Порой преданный склонен требовать чего-то от Кришны, и тогда он совершает какие-то крайние аскезы, чтобы добиться исполнения своего желания. Но если Кришна не отвечает на них в точности так, как надеялся данный человек, преданный теряет веру. Иногда человек думает: «Если Бог действительно существует, го пусть я услышу Его флейту. Как только я получу доказательство, я тут же стану величайшим преданным. Если же я не услышу флейты, тогда я буду поклоняться Господу Шиве, потому что он дарует благословения куда быстрее. Верховный Господь заставляет Своих преданных слишком сильно страдать». Конечно, большинство людей не думают прямо этими словами, но такое умо

186

Принцип 50

настроение у них есть. Они забывают о том, что обязанность действовать лежит на них самих.

Представьте себе заключенного, который говорит начальнику тюрьмы: «Если ты начальник, тогда выпусти меня из тюрьмы. Я хочу посмотреть, какова на самом деле твоя власть». Однако преступник не может требовать, чтобы начальник тюрьмы взял да и забыл его преступления, наоборот, ему предстоит доказать, что он больше не нарушает закон. Когда преступник отсидит положенный ему срок и своим поведением докажет, что он изменился, начальник тюрьмы будет обязан выпустить его. Мы постоянно проклинаем Господа и пытаемся занять Его положение. Поэтому ответственность за изменение лежит на нас, и только изменившись мы получим благословения Кришны. Вместо того, чтобы требовать чего-то, мы должны просто стать серьезными. Большинство людей не желают нести ответственность за свои преступления, совершенные в прошлом, а ведь это умонастроение обманщика. Они не желают признавать, что несут кармическую ответственность за события своей жизни. Однако нужно всегда помнить, что мы постоянно находимся в ситуации выбора и выбор, который мы делаем каждую минуту, влияет на события наших будущих жизней.

Вопрос: Во многих своих книгах вы очень профессионально делитесь техниками контроля ума. Мне очень нравится, как вы увязываете эти практические техники с философией. Не могли бы Вы еще рассказать о практических способах контроля ума?

Ответ: Когда ум сбивается с пути, наша задача — вернуть его обратно. Ум можно поставить под контроль, принимая надежное прибежище Святого имени и надежное прибежище садху-санги. Ум, который постоянно занят санкальпой (принятием) и викальпой (отвержением), нужно обмануть. Обмануть ум можно, предлагая ему для принятия правильные вещи; тогда у него будет оставаться меньше времени на негативные

187

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

мысли. Если он не занят, он обратится против нас и уничтожит нас. Если ум настроен слишком негативно, это означает, что он не получает должных раздражителей. Если у вас в стакане вода, вы не сможете налить в него молоко, оно просто не поместится. Стакан уже полон. Если ум полон чувственного наслаждения, там нет места сознанию Кришны. Он уже полон. Поэтому нам нужно выбросить все малоценное, чтобы освободить место для чего-то лучшего.

Нужно понять, что ум обладает определенной емкостью. Если мы выкинем из него материальные желания и размышления, то освободится место для духовной реальности. Мы должны обмануть ум, все ближе и ближе сводя его с высшими сферами и понятиями. Тогда из него постепенно вытеснятся размышления низшего порядка и остаточные желания. Мы видим, что когда мы ничем не заняты, это вселяет в нас недовольство. В такие моменты ум погружается во что-нибудь, тревога наша возрастает, и тогда ум начинает наносить нам еще более чувствительные удары. Оказавшись в майе, мы должны понимать, что это лишь наша леность и что мы просто не заняты должным образом. Мы не укрощаем ум, предоставляя ему свободу делать что ему заблагорассудится. Когда мы в ладу с собой и с окружающим миром, ум не сможет атаковать нас, как он это делает обычно. Если мы стараемся совершать какоето служение или делать какую-то работу в проектах, связанных с сознанием Кришны, наша энергия найдет себе применение в позитивных делах.

Вопрос: Ваше Святейшество, изгоняет ли развитой спиритуалист из своего ума абсолютно все мысли?

Ответ: Нет, потому что как только вы опустошаете ум, чтото обязательно входит в него снаружи. Попробуйте, например, оторвать наркомана от наркотика. Если вы просто остановите его, отобрав у него наркотики, какое-то время вам будет удаваться контролировать егос помощью силы, но затем он устремится к наркотику с еще большей силой. Но если вы замените

188

Принцип 50

низшую деятельность чем-то существенным, изменения будут более продолжительными и постоянными. По природе своей мы деятельны, поэтому не можем просто опустошить себя, не наполнив ничем другим, так что лучше будет, если вы наполните себя чем-то здоровым, позитивным. Метод преданности состоит в том, чтобы заменить низшие желания и связи более высокими. Испытав высший вкус, мы естественным образом утратим интерес к низшим вещам: парам дриштва нивартате.

Некоторые

Навигация:

Страница 45
Страница 44
-- Страница 43 --
Страница 42
Страница 41