Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 49 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 49

путь рассматривается как средство достижения личного счастья и благополучия или материального благосостояния — такова тенденция. Однако первоклассный преданный заботится только об удовольствии Господа.

На высшем уровне преданный уже заботится не только об удовольствии Кришны, но и об удовольствии других преданных. Такая самоотверженность наблюдается во взаимоотношениях между Радхарани и гопи. Шрила Прабхупада поясняет в своем комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» («Мадхья-лила», 8. 214): «Шримати Радхарани и гопи не стремятся к обретению личного счастья через общение с Кришной. Напротив,

209

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

каждая из них счастлива, видя, как с Кришной общаются другие. Их взаимоотношения питаются любовью к Богу, и Кришна, видя это, очень доволен». Такой уровень вряд ли достижим в материальном мире. Большую часть времени мы пытаемся достичь счастья и удовольствия для себя, пусть даже за счет других. Однако теперь у нас есть возможность поупражняться в том, чем мы собираемся заниматься вечно в духовном мире. Наши взаимоотношения в этом мире показывают уровень нашего сознания. Мы можем сами проверить себя, наблюдая за своим умом. Завидуем ли мы, когда другие получают то служение, которое хотели получить мы? Завидуем ли мы, когда другие получают признательность духовного учителя, к которой стремились мы? Или же мы преисполняемся счастья, видя, как равные нам преуспевают в своем служении духовному учителю? Пока мы не научимся искренне радоваться, видя, как наши товарищи далеко превосходят нас по уровню развития, мы не сможем войти в число квалифицированных кандидатов на возвращение в духовный мир.

Васудева Датта проявил высшую степень такого умонастроения. Он не только хотел возвышения для всех и каждого, но готов был обречь себя на вечные страдания в аду, чтобы избавить от мук всех остальных страдающих существ в этом мире. Он молился Господу Чайтанье: «Мой Господь, у меня сердце разрывается при виде страданий всех этих обусловленных душ, поэтому я прошу Тебя перенести карму их греховных жизней на мою голову. Мой дорогой Господь, пусть я буду вечно страдать в аду, приняв на себя греховные реакции всех живых существ, но, пожалуйста, пусть прекратится их болезнь материального существования!» («Чайтанья-чаритамрита», «Мадхья-лила», 15.162-163) Я сам, по мере своих скромных возможностей, пытаюсь медитировать на эту молитву, включив ее в свою садхану, ради того, чтобы развить в себе сопереживание страданиям других и вайшнавское сострадание.

Принцип 56

Принцип 56

Божество — это милостивое воплощение духовного образа Верховной Личности Бога, обитающего в духовном небе (на Вайкунтхе). Это прямое доказательство того, что Верховная Личность Бога обладает личностной формой. Вайшнавы не рассуждают о том, личностен Бог или безличен. Они не поклоняются идолам.

Вайшнавы не занимаются измышлениями на тему, личностен Бог или безличен. Мы не поклоняемся идолам. На самом деле, мы единственные на планете, кто не поклоняется никаким идолам ни в какой форме. Идолопоклонство — это когда человек берет какой-то объект материального мира, обожествляет его и начинает поклоняться ему как святыне. Идолопоклонство — это почитание чего-то земного превыше Бога. Некоторые обожествляют свои дома или машины. Другие отдают предпочтение своей работе, своему гольф-клубу или своим лыжам. Есть люди, которые больше привязаны к лыжам или гольфу, чем к собственным детям. Это идолопоклонство, потому что некий предмет или вид деятельности становится для человека абсолютным приоритетом. Таким приоритетам люди уделяют чрезвычайное внимание и дарят их своей нежнейшей привязанностью.

211

Бхакти Тнргха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

Другой аспект идолопоклонства проявляется в том, что человек поклоняется Богу, хотя не представляет себе, что такое Бог. Некоторые художники изображают какого-то старика с длинной белой бородой, наблюдающего за всеми из-за облаков. Если задуматься, это совершенно безумная концепция. Они изображают Бога каким-то смотрителем, который просто наблюдает сверху крысиные бега человечества. Даже в материальном отношении профессия смотрителя требует кое-чего большего: смотретель проводит все свое время, наблюдая и ожидая происшествия, а когда оно случается, он должен либо вступить в бой, либо убежать. Но большую часть времени он просто невыносимо скучает.

Некоторые думают, что такова и участь Бога — смотреть, судить, а потом обрекать людей на вечные муки в ад. Бог представляется им довольно жестоким существом, злопамятным настолько, чтобы посылать людей вечно гореть в аду. Странное богословие, если задуматься. Некоторые думают, что всемилостивейший Господь может покончить с кем-то, просто отправив его вечно гореть в аду. Однако это довольно ограниченная концепция Бога, свойственная людям, которые никогда не спрашивают, чем занимается Бог в Своем царстве.

В Божестве мы имеем реальное присутствие Кришны в виде Его различных воплощениий: Джаганнатхи, Чайтаньи Махапрабху, Господа Рамачандры, Нрисимхадева... Если люди думают, что мы поклоняемся идолам, это значит, что свои выводы они делают, не имея достаточной информации. Мы обладаем прямым научным знанием о том, как служить Богу, знанием о том, кто Он такой, как Он отвечает нам и что Он принимает. Как полюбить того, кого не знаешь? Можно испытывать некое общее чувство, но если любишь конкретного человека, го любишь его за его качества, любишь его, потому что знаешь о нем; кое-что. Тебе приятно, когда он рядом, его качества доставляют тебе радость. Когда видишь его одежду или

Навигация:

Страница 51
Страница 50
-- Страница 49 --
Страница 48
Страница 47