Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 51 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 51

вкусите „Шримад-Бхагаватам “ — зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая и освобожденные души.»

«Шримад-Бхагаватам», 1.1. Ъ

219

Принцип 60

Слово «преданность» не может относиться ни к кому и ни к чему, кроме Кришны. Кришна — единственный, кому можно предаваться. Брахман является объектом познания, Параматма — объект близости, но Кришна — единственный, кому предлагается служение.

Мы не можем любить Брахман или служить ему. Мы не можем служить концепции или энергии, равно как и чему-то, что едино в духе или не имеет формы. Нет, мы служим личности, и это служение представляет собой обмен. Мы понимаем, что Кришну можно познавать в различных Его аспектах, но познать Его до конца можно только при помощи преданности. Только настоящий бхакта, обладающий подлинной бхакти, способен осознать Бхагавана:

бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах тато мам таттвато джнатва вишате тад-анантарам

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения.

И когда благодаря преданному служению все сознание

221

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога.»

«Бхагавад-гита», 18.55

Не имея преданности, человек может только до некоторой степени оценить сияние Его Брахмана или Его аспект Параматмы:

ваданти тат таттва-видас

таттвам йадж джнанам адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате

«Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.»

Шримад-Бхагаватам, 1.2.11

Хотя все это различные аспекты Господа, все они вторичны. Полное познание Бога требует полного предания себя.

Принцип 61

У каждого слова есть два значения: одно относится к знанию, а другое — к невежеству. Те значения слов, которые указывают на что-либо, кроме Кришны, Вишну или Шри Чайтаньи, несут лишь невежество,

В знании же все указывает на Кришну и обозначает Кришну.

Мы понимаем, что каждое действие несет определенный смысл. Можно действовать ради наслаждения собственных чувств, а можно совершать действия как подношение Господу. Так и каждое слово имеет два смысла: оно произносится либо в служении майе, либо в служении Кришне. Мы можем действовать или в настроении собственничества, заявляя свои права на то, что нам принадлежит, или же охраняя собственность Кришны. Мы можем напряженно строить планы удовлетворения себя или планировать наслаждение Кришны. Наши действия и слова являются проявлением нашего сознания. Пребываем мы в знании или в невежестве? Два аспекта майи — это йога-майя и маха-майя, и живое существо выбирает, которому из двух служить. Те, кто погружен в маха-майю, служат себе, тогда как те, кто погружен в йогамайю, заняты служением Кришне. Истинное знание — это понимание разницы между материей и духом, а также необходимости преданного служения. Истинное знание невозможно

223

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

понять вне Кришны. Знание, отделенное от Кришны,— не более чем спекуляция:

шрути-смрити-пуранадипанчаратра-видхим вина аикантики харер бхактир утпатайаива каппате

«Преданное служение Господу, игнорирующее авторитетные ведические источники, такие как: «Упанишады», «Пураны» и «Нарада-панчаратра» — не приносит ничего, кроме ненужного беспокойства в обществе.»

«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.101

I

224

Принцип 62

То, что невежественная толпа понимает под словом «Кришна», на самом деле, не является истинным смыслом этого слова. Иными словами, «Бог», «Аллах» и даже санскритские слова «Ишвара», «Параматма» и т. д. указывают всего лишь на великую силу, исходящую от Кришны. Они не обозначают всех аспектов слова «Кришна».

Иногда мы говорим людям, что можно повторять любое имя Бога, потому что все они одинаковы. Оно и так, да не так. Мы знаем, что у Кришны много разных имен и к Нему можно обращаться по-разному. Каждое имя связано с определенным аспектом Господа. Священные писания описывают Курма-аватару, Матсья-аватару, Нрисимхадева и т.д. Да, все эти имена принадлежат Господу, но мы понимаем, что есть одно особое имя, обозначающее Бога как Верховную Личность: кршнас ту бхагаван свайам. Кришна — Верховная Личность Бога, обладающая всеми достояниями. Все эти имена относятся к одному и тому же Кришне, но через них Он доступен в разной степени.

Мы знаем, что повторять имя «Вишну» благоприятно, но это не то же самое, что повторять имя «Кришна». «Тройной результат повторения тысячи святых имен Вишну можно получить, если всего лишь один раз произнести имя Кришны».

225

8 64 принципа

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

(«Чайтанья-чаритамрита», «Мадхья-лила», 9.33) Когда мы произносим слово «Кришна», мы вспоминаем Верховного Господа в Его изначальном облике мальчика-пастушка, занятого играми с гопи и гопами во Вриндаване. Этот самый Кришна, играющий в лесах Враджа, обладает полными экспансиями, воплощениями, энергиями и т.д. Все эти аспекты мы осознаём, когда обращаемся к Господу, как к Кришне.

Принцип 63

Нет дела более благприятного, чем служение духовному учителю. Известно, что из всех видов поклонения величайшим является поклонение Верховной Личности Бога. Но поклонение лотосу стоп духовного учителя еще лучше, чем поклонение Верховной Личности Бога.

До тех пор, пока мы не уясним себе это, мы не поймем, что значит общение со святым; мы не поймем, что значит прибежище духовного учителя; мы не поймем, что зависим от него и что он нас поддерживает.

ришна не особенно радуется, когда мы пытаемся

Навигация:

Страница 53
Страница 52
-- Страница 51 --
Страница 50
Страница 49