Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 53 ------

Размышления о сакральных истинах - 64 принципа устройства вайшнавской общины - Страница 53

множество скучных аспектов религиозности, но все это кайтава-дхарма, или ложная религия. Она не выводит за пределы материального мира. Однако если мы следуем примеру Кришны и должным образом почитаем брахманов, эго принесет великое благо нашим вайшнавским общинам в целом. Поэтому мы хотим создать общину, которую Шрила Прабхупада описал как место, где лечат сердца.

Вопросы и ответы

Вопрос: Какова роль самскар в наших общинах?

Ответ: Если говорить о строительстве общин, то все самскары весьма важны. Я постоянно подчеркиваю важность самскар в различных общинах, за которыми я наблюдаю, потому что, отвергнув культуру, в которой мы родились, мы начинаем ощущать пустоту, которую можно заполнить только деятельностью в новой культуре. Мы пришли в сознание Кришны не для того, чтобы все отвергнуть и остаться в пустоте. Нет, мы лишь хотим превратить каждый аспект нашей жизни во что-то высшее. У всех нас было разное прошлое со своими праздниками и ритуалами. Если мы не добавим в свою жизнь духовную

231

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

культуру, мы придем к тому, что станем жить по философии, согласно которой преданные вовсе не связаны друг с другом никакими вайшнавскими отношениями. Шрила Прабхупада говорил, что ИСККОН — это культурное движение, цель которого — восстановление духовности в обществе. Поэтому главное внимание нужно уделить общению, садху-санге. Духовный мир населяют отнюдь не философы, хотя его жители обладают огромным знанием. Их чистота и простота основаны на бескорыстном служении и постоянном любовном взаимообмене.

В общинах, где самскарам уделяется должное внимание, мы наблюдаем результаты. Прежде всего, мы заметили, что люди, которые были против нашего Движения или не понимали его, начинают к нему хорошо относиться. Каждому понравится видеть своего отца, мать, сына, дочь, племянника или племянницу в приятном окружении, окруженным любовью и уважением общины. При таких обстоятельствах люди начинают куда больше интересоваться философией. Многие же вообще не способны понять философию, зато могут оценить доброту и наши возвышающие обряды, несущие бодрость духа и новые силы. При этом мы не должны стараться просто создать некую мирскую общественную жизнь, мы должны понять, что духовная жизнь на самом деле полна движения и трепета.

Мы собираемся всей общиной: и санньяси, и брахмачари, и брахмачарини, и домохозяева,— чтобы почтить определенные самскары. Когда мы хорошо утверждены в своем ашраме, мы с радостью наблюдаем, как другие должным образом почитают свой ашрам. Если же мы не утверждены в собственном ашраме, мы не хотим даже думать о других ашрамах и не хотим понимать, что мы все одна семья. А ведь мы не трудоголики, мы семья духовных воинов, занятых распространением миссии. Брахмамари и брахмачарини вовсе не должны убегать и прятаться, когда заключается чей-то брак. Это странно. Если кто-то проходит определенный благоприятный ритуал, сопровождающий его переход к новому образу жизни, мы, как

232

Принцип 64

члены его семьи, должны приветствовать этот переход так же, как и они должны приветствовать и уважать наш.

Мы не должны пропагандировать близорукий подход к делу. Это как раз то, что отличает культ от культуры. Культ — это противопоставление себя. Это неприменимо к самым основным аспектам жизни, и вокруг культа всегда много святош, которые относятся к окружающим с великим осуждением. Вместо того, чтобы приветствовать разнообразие и универсальность, они превращаются в сектантов. Мы — духовная культура. Мы не культ, не секта, которая проклинает весь мир, а себя считает спасителями человечества. Мы хотим строить общины, живые и полные трепета, члены которых унаследовали несметное духовное богатство.

Вопрос: Как узнать, служим мы, чтобы исполнить желание духовного учителя, или занимаемся служением ради удовлетворения собственных чувств? Например, иногда мы выполняем служение, которое доставляет удовольствие чувствам или повышает наш уровень самооценки. Как определить разницу?

Ответ: В общем случае, на нашем нынешнем уровне развития мы все занимаемся смешанным преданным служением: если бы мы были чисты, мы не были бы в этих телах. Есть виды служения, которые нам нравится выполнять, потому что они повышают нашу самооценку, а другие виды нам не нравятся. Хотя духовная жизнь ведется не для того, чтобы удовлетворять каждую нашу прихоть, мы в то же время должны понимать, что если служение вдохновляет нас, мы будем делать его более усердно. Мы стремимся к равновесию. Нельзя заставлять людей подолгу заниматься служением, к которому у них нет никакого вкуса, потому что через некоторое время они просто уйдут. Если они не понимают или не могут оценить свое служение, они неизбежно пустятся на поиски приятных для них форм удовлетворения чувств.

Например, раньше многие преданные продавали картины, чтобы заработать на необходимые расходы. Мы тогда

233

Бхакти Тиртха Свами. 64 принципа устройства вайшнавской общины

старались строить большие здания и открывать проповеднические центры, поэтому преданные продавали свечи, картины, наклейки и т.д. Поскольку при этом им не представлялось возможности проповедовать, многие из них пали в майю. В таких обстоятельствах преданные, у которых сильная садхана, могут некоторое время делать какое-то «постороннее» дело, но потом они неизбежно начнут искать возможности проповедовать. Хороший управляющий будет посылать преданных продавать картины в какие-то определенные дни, но при этом внимательно следить, чтобы

Навигация:

Страница 55
Страница 54
-- Страница 53 --
Страница 52
Страница 51