Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Размышления о сакральных истинах - Ишопанишад - Страница 32

отношения не только между брахмачари, грихастхами, санньяси и ванапрастхами (отошедшими от семейной жизни), но также между преданными с различным экономическим, культурным, расовым, национальным и социальным прошлым. Если мы искренне стремимся построить любовные отношения с другими, то непременно испытаем на себе беспричинную милость Кришны.

Мантра Пятая.

тад эджати тан наиджати

тад дeре тад в антике

тад антар асйа сарвасйа

тад у сарвасйfсйа бfхйата{

Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко, и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.

Можем ли мы видеть Бога?

На первый взгляд эта мантра звучит как игра слов, косвенно указывающая на неопределимую и неописуемую природу Господа. Многие имперсоналисты, несомненно, слушают ее с великим удовольствием! Согласно их философии, энергии Верховного Господа пронизывают все. Персоналисты тоже признают всепроникающий аспект Бога, но при этом понимают, что Господь обладает и духовной формой. Люди, пребывающие в начальной стадии развития религиозного сознания, могут полагать, что нам не дано видеть Бога, и что у Него нет формы. Думать, что в наших силах ограничить Бога, было бы недомыслием. В то же время мы знаем, что Бог обладает определенной формой, в которой Он является Своим чистым преданным. Разумеется, ограничивать Бога определенной рупой нельзя. Но имперсоналисты считают, что сама мысль о том, что мы способны воспринимать форму Бога, является оскорбительной. Вайшнавы, или преданные Господа, соглашаются с имперсоналистами в том, что обычный человек действительно не может увидеть Верховного Господа. Собственными усилиями нам никогда не добраться до Него. Однако Господь может допустить нас к Себе по Своей беспричинной милости, если мы усердно трудимся в должном направлении. Чтобы и вправду узреть Бога, мы должны изо всех сил трудиться, дабы очистить свое сознание, как говорится в молитве:

оv аджufна-тимирfндхасйа

джufнfuджана-iалfкайf

чакшур унмbлитаv йена

тасмаи iрb-гураве нама{

Я был рожден в темнейшей области невежества, но мой духовный учитель рассеял тот мрак светильником знания. Я преклоняюсь перед ним.

Никто не может увидеть Кришну, Всезнающего и Всемогущего, материальным зрением. Сначала наши глаза нужно сделать зрячими с помощью знания. Там, где культивируется bona fide знание, тьме невежества нет места. Верховному Господу совсем не трудно наделить того, кто Его любит, способностью видеть Его и находиться в Его обществе.

К несчастью, некоторые люди лишь тогда согласятся принять Бога, когда увидят Его собственными глазами. Они требуют, чтобы Он появился перед ними, и к тому же ставят условия. Они пытаются заключить с нами сделку: «Я последую вашей философии и изменю свою жизнь, но пусть Бог сначала покажет Себя мне. Пусть Он завтра в восемь утра появится перед моим домом. Если Он сделает это, я стану одним из Его лучших преданных. Ну, а если Он решит дать мне кучу золота и бриллиантов, или какую-нибудь могущественную шакти, тогда я с еще большим удовольствием стану Его первоклассным слугой». Вера тех, кто требует появления Бога, чтобы уверовать, весьма невелика.

Даже преданные иногда могут недоумевать: «Зачем Кришна скрывает Себя столь многими способами, зачем Он делает так, чтобы увидеть Его было очень трудно? Почему Он не проявит Свою вселенскую форму прямо в городе, а потом не распространит ее на разные континенты? Если бы все люди увидели Кришну, то все они, без сомнения, стали бы хорошими преданными. Войнам, наркомании, проституции и другим бедам общества тут же пришел бы конец. Почему же Он не показывает Себя? Когда Арджуна сомневался, исполнять или не исполнять наставления Кришны, Господь показал Ему Себя лично. Почему же теперь Он не устранит все сомнения, просто появившись перед нами? Ему ведь достаточно показаться один-единственный раз и сыграть одну-единственную мелодию на Своей флейте, и все будут покорены и очарованы Им насегда. Разве не явился Он Нараде Муни, сказав: «Ты никогда больше в этой жизни не увидишь Меня, но сейчас Я здесь. Я хочу, чтобы ты вернулся домой. Будь твердым и сосредоточенным, знай, что Я всегда жду тебя, и что Я тебя люблю. Сейчас Я являю Себя в виде исключения. Хотя больше Я не появлюсь, остаток своей жизни ты проведешь, страстно желая встречи со Мной. Так ты вернешься ко Мне». Если Кришна мог появиться перед Нарадой Муни, почему он не сделает этого для нас, хотя бы разок?»

Преданное служение наделяет преданного способностью видеть.

Как Кришна являет Себя Своему преданному? Обсуждая Мантру Четвертую, мы анализировали различные потенции Верховного Господа, которые называются бахиранга-, татастха- и антаранга-шакти. Верховный Господь — повелитель всех этих энергий, но Сам Кришна открывает нам, что понять Его можно лишь через чистую любовь и преданность.

Если бхакти совершается на самом высоком уровне, то могущественные личности, обладающие такой бхакти, несомненно, получат шанс видеть Господа, танцевать, беседовать и общаться с Ним. На начальной стадии нам дают арча-виграху, образ Божества, проявленный в материальных элементах. Кроме того, Кришна проявляется в садху, шастрах и гуру. Господь проявляет Себя нам до той степени, до какой мы связаны с сознанием Кришны и погружены в него. Если кто-то хочет увидеть Бога, нам не трудно удовлетворить такого человека, ибо Бог

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30