и в Джайпуре Дамодара очень красив, и что получить даршан обоих или одного из этих Божеств для нас великая удача.
На алтаре храма Радхи-Дамодары во Вриндаване по левую сторону от нас находятся Радха Вриндавана-чандра Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами (обычно говорят, что это пратибху, или идентичные Божества), Радха-Дамодара с Лалитой деви, Радха-Мадхава Джаядевы Госвами (Их также обычно считают пратибху Божествами) и Радха Чалчикана Бхугарбхи Госвами.
Там также находится большая Говардхана-шила, которую по поверью дал
Шриле Санатане Госвами Господь Кришна, когда тот стал слишком старым, чтобы ежедневно совершать Говардхана парикраму. Явившись перед ним, Господь сказал: «Ты уже слишком стар, тебе нет необходимости обходить вокруг всего холма. Возьми этот камень и просто обходи его семь раз каждый день, что будет приравнено к полной Говардхана парикраме». Обращаясь к Шриле Санатане Госвами, Господь стоял вместе с телёнком на большом камне с холма Говардхан. Камень расплавился, и на нём остались отпечатки стопы Господа, копыта телёнка, флейты Господа и Его посоха, которым Он погоняет коров. Если попросить пуджари, они могут показать эти удивительные отпечатки.
4а. Самадхи Шрилы Дживы Госвами
Шрила Джива Госвами основал этот храм в 1558-ом году, и прожил здесь большую часть
оставшихся лет вплоть до своего ухода в 1598-ом году. Он явился в этот мир в Рамакели, Бенгалии, примерно в 1511-ом году, как сын Анупамы Маллика, младшего брата Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Рупы Госвами. На самом деле настоящее имя Анупамы - Шри Валлабха. Однако он вместе со своими братьями состоял на службе мусульманского правительства и поэтому ему дали мусульманское имя.
Во время визита Господа Чайтаньи в Рамакели Джива, будучи ещё ребёнком, получил Его даршан. На этой встрече Господь поставил Свою лотосную стопу ему на голову и благословил его стать великим Вайшнавом. С тех пор Джива был полностью поглощён мыслями о Господе Гауранге и Господе Кришне. Он избегал общения со своими ровесниками и проводил дни, служа Божествам Кришны и Баларамы, и поклонялся Им, используя сандаловую пасту, цветы, а затем одевая Их в прекрасные одежды и нанося изысканные орнаменты.
Он предлагал поклоны Божествам и слёзы экстаза текли из его глаз, пока он лежал на земле. Он предлагал Им очень вкусные блюда, и был очень счастлив, раздавая прасад другим детям.
Иногда он играл с Божествами и брал Их на ночь к себе в кровать, крепко прижимая к груди во время сна. Если родители пытались забрать у него Божества и занять его чем-то другим, то он не позволял делать этого.
Джива продолжал преданно служить своим Божествам до подросткового возраста, и однажды ночью Кришна с Баларамой пришли к нему во сне. Пока он смотрел на Них, заворожённый Их трансцендентной красотой, Они приняли формы Гаура-Нитай. В слезах Джива упал к Их лотосным стопам. Они поставили Свои стопы ему на голову и обняли его с великой любовью. Господь Чайтанья сказал: «Просто прими прибежище у лотосных стоп Господа Нитая!» Но затем Господь Нитьянанда сказал: «Пусть мой возлюбленный Гаура прабху будет твоей жизнью и душой!» Они исчезли так же неожиданно, как и появились.
Проснувшись следующим утром, Джива решил уйти из дома и отправиться в Шри Вриндавана-дхаму. Он незамедлительно отправился туда под предлогом обучения.
В «Бхакти-ратнакаре» сказано: «В любовном экстазе Шри Джива шёл заворожённый, вызывая любопытство других путешественников, идущих той же дорогой. Они интересовались: «Кто этот молодой человек? Золотистый цвет его тела, подобный цветку чампака, выдаёт его царское происхождение. Какое красивое лицо! Посмотрите на его привлекательные глаза, нос, брови, лоб, уши и вьющиеся волосы. Посмотрите на его шею, грудь, ногти и пальцы на его лотосоподобных руках! Как прекрасны его ноги и колени!» Все восхищались гирляндой из туласи на его шее и священным шнуром молочно¬белого цвета поперёк его груди. Кто-то сказал: «Мой дорогой друг, я не могу отвести от него глаз. Я готов умереть, лишь бы с ним не случилось ничего плохого». (Бхакти-ратнакара, 1.742-749)
Джива продолжал идти, пока не пришёл в Навадвипу, где отыскал дом Шривасы Тхакура. В то время у Шривасы жил Господь Нитьянанда, и, когда Он узнал о приходе Дживы, то тут же попросил привести его к Себе. Увидев Господа, Джива упал на землю без сознания, безудержно рыдая. Господь Нитьянанда поставил Свою лотосную стопу Дживе на голову и затем обнял его. Потом Господь сказал Дживе: «Я пришёл сюда только чтобы повидаться с тобой».
После этой встречи Господь Нитьянанда взял Дживу с Собой на Навадвипа Мандала парикраму. Это событие описал Шрила Бхактивинода Тхакур в своей «Навадвипа-дхама махатмье». В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается, что произошло далее:
аджна дила, - “сигхра туми йаха вриндаване
томара вамше прабху дийа чена сеи-стхане
«Господь Нитьянанда приказал: «Отправляйся во Вриндаван. Он был дарован твоей семье, твоему отцу и дядьям, Шри Чайтаньей Махапрабху. Поэтому ты должен отправиться туда немедленно». (Чайтанья-чаритамрита, Антья 4.234)
Когда Джива прибыл во Вриндаван в 1535-ом году, он принял прибежище у Шрилы Рупы Госвами и лично служил ему. Они оба жили там, где сейчас находится храм Радхи-Дамодары.
Однажды пришёл гордый учёный, который был полон решимости доказать всему миру своё превосходство, победив шестерых Госвами в дебатах.