ква нанда-кула-чандрамах? Ква шикхи-чандра-канакритих, где Кришна, чью корону венчает павлинье перо? Где тот Кришна, индрани-ламани, чье тело цветом подобно драгоценному камню индранила? Раса-раса-тандави, пляшущий в танце раса - где тот Кришна? О сакхи, прошу тебя, скажи Мне, где Он? Куда Он ушел? Прана ракшаушадхи, Он - целительный бальзам для Мое истерзанного сердца. О сакхи, где же Он?
Дхиг-видхи. Увы! Видхи, творец, предначертал в Моей судьбе слезы, плач и рыдания. Вся жизнь Моя пройдет в слезах. Таков Мой удел!»
Итак, Махапрабху всегда плачет, рорудхья мана. Он - Сам Кришна, но Он же испытывает острую боль разлуки с Кришной, пребывая в радха-бхаве.
Радха-бхава в Нем преобладает, и потому это - випраламба-бхава.
ОБЩЕНИЕ
Акрура приехал во Враджабхуми и забрал Балараму и Кришну в Матхуру. Все вриджаваси, включая гопи и Радхарани, испытывали острую боль разлуки. Они плакали дни и ночи напролет. Они оставили все, прекратили даже спать и есть.
Радха обезумела, унмада.
Когда Кришна послал Уддхаву во Враджабхуми, Уддхава, приехав, увидел, как сильно любят Кришну гопи и Радхарани. Уддхава - ученик Брихаспати, брихаспати-шишья. Он - лишен некоторой гордости: я, дескать, гьяни-бхакта - Кришна все же очень любил его. Кришна понимал: «Этой Мой дорогой друг, и Я должен дать ему то наивысшее, которого ему недостает. Пока он не отправится во Враджабхуми и не пообщается с гопи, он не испытает премы». В том, что Он послал Уддхаву во Враджабхуми, проявилось желание Кришны и милость Кришны. Уддхава пробыл там три месяца и видел чистую беспримесную любовь гопи. У Уддхавы была бхакти, но смешанная с гьяной. Гьяна-мишра бхакти - это преданность смешанная с обилием знания о Кришне. Такая бхакти называется прити-шанкучита, то есть любовь при этом усыхает, съеживается. Но в кевала-бхакти нет ничего, кроме бхакти, лишь чистая бхакти в своем полном расцвете. Кришна сказал: «Гопи не знают ничего, кроме Меня, и Я не знаю ничего, кроме них».
Поэтому, когда Уддхава прибыл во Враджабхуми и увидел любовь гопи, он проклял самого себя. «О, какой же любовью они любят Кришну! Я думал, что Кришне очень дорог я, но как Ему, должно быть, дороги они! Они оставили все.
Они постоянно плачут и даже перестали есть и спать. Их тела так исхудали, что украшения спали с них и потерялись. Колечко, которое они раньше носили на мизинце, стало теперь им браслетом».
Гопи сказали Уддхаве: «Уддхава, расскажи Кришне о том, в каком мы состоянии».
Когда Уддхава увидел все это собственными глазами, он полностью изменился. «Моя жизнь бесполезна. Какой в ней прок, если она лишена такой любви, кришна-премы? Что толку в этой гьяне?» Уддхава - ученик Брихаспати, а Брихаспати не смог дать ему прему. Ему недостает премы. Поэтому, из милости к своему любимому другу, Кришна послал Уддхаву во Враджабхуми, чтобы тот смог обрести такую любовь.
Уддхава сказал: «Пока я не возьму пыли с лотосоподобных стоп гопи, я не смгу испытать кришна-премы». Теперь он желает обрести эту пыль. «О гопи, прошу вас, дайте мне пыли с ваших стоп! Увы, они никогда не дадут ее мне. В этой жизни мне ни за что не получить пыли с их стоп и не испытать кришна-премы».
Поэтому Уддхава желает свершения этого в своей будущей жизни:
АСАМ АХО ЧАРАНА-РЕНУ-ДЖУШАМ АХАМ СЙАМ
ВРИНДАВАНЕ КИМ АПИ ГУЛМА-ЛАТАУШАДХИНАМ
ЙА ДУСТЙАДЖАМ СВА-ДЖАНАМ АРЙА-ПАТХАМ ЧА ХИТВА
БХЕДЖУР МУКУНДА-ПАДАВИМ ШРУТИБХИР ВИМРИГЙАМ
Гопи Вриндавана покинули своих мужей, сыновей, остальных членов семьи, отказаться от которых очень трудно; они пренебрегли долгом целомудрия ради того, чтобы принять прибежище у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, другие кто-то пытается обрести в ведическом знании. О, пусть я буду столь удачлив, чтобы стать кустом, лианой или травой во Вриндаване, ведь гопи топчут их, благославляя пылью своих лотосоподобных стоп (Бхаг., 10.47.61).
Вот слова Уддхавы: «В этой жизни невозможно обрести пыль с лотосоподобных стоп гопи. Поэтому пусть в следующем рождении я буду травинкой, целебной травой или лианой в густых лесах Вриндавана. Тогда и у меня появится надежда. Когда гопи испытывают острую боль разлуки с Кришной, они мечутся, как безумные. Они бегут в лес Вриндавана и никогда не ходят там по тропинкам. Поэтому, когда они будут так бежать, их стопы могут нечаянно коснуться меня. Так у меня появится возможность получить пыль с их лотосоподобных стоп, и моя жизнь станет успешной. Я испытаю кришна-прему. А иным путем и в теперешней жизни мне этого не достичь».
Вот почему он так жадно стремится получить пыль со стоп гопи. Затем Уддхава возвратился в Матхуру и рассказал обо всем Кришне.
Рупа Госвами пишет:
БХРАМАТИ БХАВАНА-ГАРБХЕ НИРНИМИТТАМ ХАСАНТИ
ПРАТХАЙАТИ ТАВА ВАРТАМ ЧЕТАНАЧЕТАНЕШУ
ЛУТХАТИ ЧА БХУВИ РАДХА КАМПИТАНГИ МУРАРЕ
ВИШАМА-ВИРАХА-КХЕДОДГАРИ-ВИБХРАНТА-ЧИТТА
Уддхава сказал Кришне: «Мой дорогой Кришна, гопи так удручены Твоим отсутствием, что почти лишились рассудка. О Мурари, Шримати Радхарани в Своем доме разражается порой беспричинным смехом и, словно сумашедшая, вопрошает о Тебе все и вся без различия. Она обращается даже к камням. Она катается по земле, не в силах выносить муку разлуки с Тобой» («Уджджвала-ниламани», 15.175).
Уддхава сказал: «Радхарани испытывает острую боль разлуки с Тобой. Все смеются над Ней. Она совсем обезумела. Она просто мечется по дому, словно сумасшедшая. Кто