Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Гоур Говинда Свами - Берег разлуки(1) - Страница 4

и явил Свою умиротворенную форму.

Затем Нрисимхадев усадил Своего любимого преданного Прахладу, словно собственного сына, на колени. В этот момент Господь Нрисимха испытал ватсалья-прему, родительскую любовь и привязанность.

Отец и сын - оба испытывают эту расу, эту сладость. Когда сын сидит на коленях у отца, отец наслаждается и сын также наслаждается. Это - взаимное наслаждение. Но один из них, а именно сын, наслаждается больше. Поэтому Нрисимхадева испытал жадное стремление: «Как бы Мне сесть на колени к отцу и насладиться этой расой? В этом воплощении Мой отец - каменная колонна, как же Я могу насладиться этими отношениями?» И вот, чтобы утолить эту жажду, все воплощения Господа после Нрисимхадевы при Своем явлении имели отца и мать.

ЖАДНОСТЬ ГОСПОДА РАМЫ

Господь Рама также испытывал жадность. Вибхишана и Сугрива - друзья Господа Рамы. Это означает, что в играх Господа Рамы присутствует сакхья-раса, дружеская привязанность. Но сакхья-раса бывает двух видов: самбхрама и вишрамбха. Самбхрама - это дружба в настроении почтения и благоговения, а вишрамбха - это дружба на равных, без благоговейного трепета. В рама-лиле, разумеется, и речи не может быть ни о каком равенстве. Его друзья - Сугрива и Вибхишана - не залезут к Нему на плечи и не выхватят у него кусок изо рта. Они даже опасаются коснуться тела Господа Рамы ногами, потому что считают, что это оскорбительно для Него. Их дружба - самбхрама-сакхья, дружба с почтением и благоговением.

Вишрамбха-сакхья есть нечто совершенное иное. В ней присутствует такая любовь и привязанность, что друзья чувствуют себя равными во всем со своим другом, Богом. Там и речи нет о благоговении и почтении. Такая вишрамбха-сакхья присутствует в кришна-лиле. Мальчики-пастушки забираются Кришне на плечи и выхватывают пищу у Него изо рта., а Он - у них.

Мальчики-пастушки касаются Кришны ногами, и Кришна это нисколько не беспокоит, потому что Он воспринимает их ноги как Свои собственные. Если ваши ноги коснутся вашего тела, обеспокоит ли это вас? Нет. Никакого беспокойства, потому что это ваши собственные ноги, а не чьи-то чужие. Но если кто-то чужой проходит слишком близко от вас, он старается двигаться осторожно, чтобы не задеть вас ногой. Итак, мальчики-пастушки так дороги Кришне, что их отношения с Ним строятся на основе равенства, абхиннам.

Господь Рама в Своих играх не имеет возможности наслаждаться этим видом сакхья-расы. Поэтому у Господа Рамы есть жгучее желание: «как бы Мне насладиться ею?» Это желание исполняется в кришна-аватаре.

СУЩНОСТЬ СУПРУЖЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ

Есть еще одна раса - супружеское наслаждение, мадхурья-раса. В рама-аватаре Господь являет Собой марьяда-пурушоттаму: Он строго следует ведическим заповедям и никогда их не преступает. Эка-патни-дхара: Он имеет только одну жену. Поэтому, хотя Его лилы включают в себя мадхурья-расу, супружеское наслаждение, Он не наслаждается им в полной мере. Самая сущность этого наслаждения остается для Него неизведанной. Супружеская раса находит свое высшее выражение в соединении (милана) разлученных (вираха) - любящего и любимого. В рама-лиле Сита вначале была похищена Раваной, а затем изгнана Господом Рамой, который тем самым хотел удовлетворить требования Своих подданных. Так, Рама и Сита едины, но разлучены. Однако в такой разлуке нет разнообразия, и она неестественна. Это - насильственное разлучение. Поэтому в этом случае и речи нет о наслаждении сущностью супружеских отношений.

Рупа Госвами в своей «Уджджвала-ниламани» описал различные типы разлуки. Это пурва-рага, мана, према-ваичиттья и праваса-вираха. В рама-лиле нет разнообразия вирахи, а в лилах Кришны оно есть. Таким образом, Господь Рама, жадно стремившийся насладиться им, удовлетворяет Свое желание в кришна-аватаре.

Вираха, разлучение любящего и любимого, - это высший уровень премы. На этом уровне оба они - и наяка, и наика, любящий и любимый, - упиваются в своем сердце этим вкусом. В кришна-лиле Господь является Радха-кантой (супругом Радхарани) и Гопи-кантой (супругом гопи). Но, хотя и Радхарани, и гопи - его собственные супруги, Он сделал их чужими женами, чтобы насладиться ими как любовник в паракия-расе.

Чтобы насладиться паракия-расой, Кришна сделал Своих жен чужими женами. Жадность, возникшая и не удовлетворенная в лилах Рамы, нашла удовлетворение в лилах Кришны.

Таким образом, именно жадное стремление удовлетворить Свои желания вызывает одну аватару Господа за другой.

ОБИТЕЛЬ ЛЮБВИ

В кришна-лиле присутствуют три жадных стремления:

Шри радхайах пранайа-махима кидришо ванайаиваСвадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах Саукхйам часйа мад-анубхаватах кидришам Вети лобхат Тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбхаСиндхау хариндух Желая познать славу любви Радхарани, удивительные качества Всевышнего, которыми наслаждается лишь Она одна в Своей любви, и счастье, которое Она испытывает, наслаждаясь Его любовью, Сам Всевышний, Господь Хари, богато одаренный Ее чувствами, является из лона Шримати Шачи-деви, словно луна, восходящая из океана (Ч.-ч.,Ади, 1.6).

Шри Чайтанья Махапрабху - это Сам Кришна, но в ином настроении. Он пребывает в настроении преданного, преимущественно в радха-бхаве, настроении Радхарани.

Атаева сеи бхава ангикара кари’ Садхилена ниджа ванчха гауранга-шри-хари Затем Господь Гауранга, который есть не кто иной, как Сам Шри Хари, проникся чувствами Радхи, удовлетворив таким образом Свои желания (Ч.-ч., Ади 4.50).

Вот внутренняя причина чайтанья-аватары. У Кришны возникло три глубочайших стремления. Первое такое: что представляет собой любовь Радхарани? Как Ему постичь ее?

Эи према-дваре нитйа радхика экали Амара мадхурйамрита

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2