пытаться уви-
68 .
милость гуру
деть его настоящую форму, его сварупу. Именно это является даршаном, гуру-
даршаном. Увидеть, насколько он дорог Кришне — это не материальный
даршан, не материальное видение, а трансцендентный духовный даршан,
апракрита-даршан.
Настоящее видение гуру — это видение гаура-пурна-шакти, энергии милости
Гауры, движущей им. Иметь такое видение — огромная удача. Гуру очень
милосерден, очень терпелив, он постоянно прощает наши бесчисленные
----------------------- Page 41-----------------------
апарадхи, оскорбления. Он бесконечно милостив ко всем дживам. Гуру очень
дорог Кришне. Он самый дорогой и близкий спутник Господа. Он приходит
сюда, чтобы дать нам Кришну. Он дает нам Кришну. Что мы получаем от
гуру? Сначала веру, направленную нз Кришну, — кришна-шраддха. Потом мы
обретаем вкус к кришна-катхе, кришна-катха-ручи, и, в конце концов, —
кришиа-прему. Эти бесценные дары дает нам встреча с духовным учителем.
Из глаз гуру на нас всегда смотрит милость. Гуру принял решение —
освободить нас, поднять из нашего падшего состояния. Прежде, до этого
чистого пратидаршана-гуру*, мы были злосчастными, неудачливыми душами.
Наша удача взошла в день встречи со шри-гуру. Этот день стал началом конца
нашего материального рабства. Когда спадут материальные оковы, человек
сможет получить даршан шри-гуру — махат-мы, маха-бхагаваты. Эта джива
очень и очень удачлива, бхагйаван.
Душа скиталась, обреченная на лакхи и лакхи вселенных. Это было ужасное
положение, но сейчас взошла удача, и джива получила даршан маха-
бхагаваты, кришна-прештхи — дорогого преданного Кришны. В этом мире,
когда человек встречается с президентом страны, с министром или премьер-
министром, или когда сбываются какие-нибудь его материальные желания, он
думает: «Вот так удача». Но разве это удача, мы говорим вовсе не о такой
удаче. Как же тогда назвать встречу с гуру? Люди просто не понимают
истинного смысла слов. Представьте: человек был корми или гьяни, или
бхоги, или тьяги — и вот он стал кришна-дасой. Вот
* пратидаршана-гуру — «видение гуру». Гуру, который видит Кришну, который познал
истину.
69
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
так удача. Вернуться в естественное состояние, стать слугой Кришны — только
это и есть удача, бхагйа. Удача — это остановка круговорота рождений и смертей.
И как солнце можно увидеть благодаря льющемуся от него свету, так и гуру,
садху, махаджану, вайшнаву-тхакура можно увидеть благодаря источаемой ими
милости. Только так, не материальными глазами. Когда вы изучаете фотографию
гуру, смотрите на его тело — это никакой не даршан. Нет! Настоящий даршан —
это видение истинной формы гуру, осознание его как маха-бхагаваты, как
возлюбленного преданного Кришны.
найам атма правачанена лабхйо на медхапа на бахуна шрутена
(Катха-упанишад)
Здесь говорится о том, что вам вовек не постичь эту параматма-тат-тву, черпая
сведения из рассказов бесчисленных пандитоб, карма, гъяни и йогов. Вы знаете,
кто живет в вашем сердце? Параматма, чаитйа-гуру. Он воплощается и предстает
перед нами, чтобы объяснить это знание, и только от него мы сможем постичь
параматма-таттву. Получить даршан гуру — значит начать новую жизнь,
совершенно другую жизнь. Обрести новое дыхание.
Туру-кришна-прасаде пайа бхакти-лапга-биджа — милостью гуру и Кришны
удачливая душа получает семя лианы преданности.
Кришна пади крипа каре кона бхагйаван гуру-антарпами-рупе шикхайа апане
«Кришна пребывает в каждом сердце как чайтья-гуру. Желая пролить милость
----------------------- Page 42-----------------------
на удачливую душу, Он лично обучает ее науке преданного служения,
действуя, как Сверхдуша, изнутри и, как духовный учитель, извне» (Ч,-ч.,
Мадхья, 22,47).
70
милость гуру
Проливая милость на удачливую душу, Кришна приходит к ней в образе гуру и
дает наставления. Гурудев — олицетворение милости Кришны, кришна-крипа-
шри-мурти. Обрести гуру — все равно, что обрести милость Кришны. Это
необходимо осознать: духовный учитель воплощает милость Кришны, кришна-
прасада, и встреча с гуру, который заронит семя бхакти в сердце — самая большая
удача в жизни человека. Не принимайте за удачу чувственные наслаждения,
освобождение и золото, ка-мани (женщин) и громкое имя, славу и положение в
обществе. Хотя столь многие полагают, что во всем этом кроется счастье, но это
не так. Майа-драшта-джива, обусловленная душа думает: «Вот так удача», но
какая же это удача? В чем заключается удача на самом деле? Только в том, чтобы
получить бхакти, получить семечко этой преданности. И что это за семечко, из
которого вырастает лиана бхакти? Шраддха, вера, непреклонная вера, шастрийа-
шраддха, вера в садху-шастра-гуру-вакйа. Это семя бхакти, А каков источник и
семя самой шраддхи? Она появляется из милости садху-гуру.
нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.2)
Мы развиваем према-бхакти только милостью шри-гуру, милостью сад-гуру — и
никак иначе. Шраддха, рати, ручи, прити, — так происходит постепенное
развитие. Нитйа-сиддха-бхава, совершенная вечная любовь уже содержится в нас,
потому что — дживера сварупа хайа — кришнера нитйа-даса — изначальное
состояние дживы — вечное служение Кришне. Нитйа-сиддха-бхава, эта вечная
безупречная любовь и есть бхакти, просто оно может быть скрыто. Она не
проявлена, эта сварупа дживы, она скрыта. Как поднять завесу? Как