в материальный мир, чтобы поделиться этой таттва-гъяной, бхага-
вад-гьяной с забывчивыми душами, утратившими память о Кришне. Это шрути —
есть веда. А веда — значит «трансцендентное знание». Ведаиш ча сарваир ахам
эва ведйах. «Цель всех Вед — постичь Меня», — говорит Кришна. Веда-гьяна
приходит в этот мир с истинными гуру. И Гурудева — воплощение милости
Кришны, кришна-крипа-шри-мурти.
Слушайте — и увидите.
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
----------------------- Page 77-----------------------
кинту прабхор йах прийа эва таспа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
123
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
«Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному
Господу, ибо он — Его ближайший слуга. Так гласят все бого-откровенные
писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель —
истинный представитель Шри Хари [Кришны], и я в глубоком почтении
склоняюсь к его лотосным стопам» (Шри Гурваш-така, 7),
Сакшад-дхари — это значит, что гуру следует почитать наравне с Самим
Господом Хари, ведь круглые сутки гуру с великой любовью служит этому
Господу. Он — севака-бхагавая, приближенный слуга Бхагавана. Сакшад-дхари —
значит «приближенный слуга Бхагавана». Есть два бхагавана: севйа-бхагаван и
севака-бхагаван. Севйа-бхагаван — это Абсолютная истина, адвайа-таттва,
которой нужно служить, это Кришна. А севака-бхагаван, САуга-бхагаван — это
гуру, который днем и ночью занят любовным служением Господу. Сад-гуру
является севака-бхагаваном, приближенным слугой Бхагавана. Он — хранитель
всего трансцендентного знания о Верховном Господе. Если человек не обратится
к такому гуру, он никогда не сможет понять Кришну и получить трансцендентное
знание, кришна-таттва-гьяну, и глаза такого человека никогда не раскроются,
ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве номах
«Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне
глаза, озарив мой путь факелом знания. Я в глубоком почтении склоняюсь
перед ним».
Так мы молимся гуру. Гуру — это тот, кто приходит с факелом знания, таттва-
гьяны, и раскрывает мои глаза. Каким образом ваши глаза раскроются, если
вы не будет слушать наставления духовного учителя, передающего таттва-
гъяну?
Ш
милость гуру
«Бхагаватам» гласит: шрутекшита-патхах. Шрута и икшита — прежде
слушайте, а потом увидите. Если с полной верой и предельным вниманием вы
обратите свой слух к словам истинного гуру — тогда откроются ваши
трансцендентные нематериальные глаза. Материальное зрение затемнено,
майа-андхакара; но откроется трансцендентное зрение, с помощью которого
можно увидеть Кришну. Шрутекшита-пат-хах — слушайте — и вы увидите.
Поэтому первым делом человек должен принять истинного духовного
учителя и слушать сто наставления. Не внимая словам гуру, кришна-тшптба-
ветты, постигшего кришна-таттву, невозможно осознать Кришну. И слушать
следует с полной верой, вера наиболее важна. Единственный способ осознать
Кришну состоит в том, чтобы, собрав всю веру, направить ее, твердую и
непреклонную, на слова садху-гуру.
Те, кто не принимают покровительство духовного учителя, не смогут
----------------------- Page 78-----------------------
осознать Верховную Личность Бога, ведь их видение так и останется
неоткрытым.
Кришна приходит в этот мир, Он нисходит и воплощается для того, чтобы
поведать трансцендентное знание. Пять тысяч лет тому назад Господь пришел
в Своей изначальной сварупе и оставил нам это знание в форме «Бхагавад-
гиты». Господь Сам дает дивъя-гьяну, и хранителями этого знания выступают
Era самые близкие, самые доверенные слуги.
Поэтому Господа называют сад-ануграха*. Даже полубоги в своих молитвах
порой так обращаются к Кришне: «О Господь! Ты сад-ануграха». Это значит,
что человек не может понять духовные предметы, не получив милости садху.
Ануграха — это милость, благосклонность. Человек должен заслужить
благосклонность садху, который очень дорог Кришне, который развил любовь
к Кришне, единственному объекту любви, и стал преми-бхактой. Садху
хранит трансцендентное знание, которым наделил его Кришна, Кришна
никогда не сообщает знание о Себе корми, гъя-ни или йогам. Знание о
Кришне хранят Его дорогие слуги, махабхагава-УПЫ, величайшие преданные.
И к нам оно приходит благодаря двенадцати махаджанам.
сад-ануграха — проливающий милость на преданных.
125
ГОУР ГОВИНДА СВАМИ
Высшее счастье — према-сукха.
И также существует мукти. Что подразумевается поАмукти? «Мукти» —
санскритское слово, и в переводе на английский значит «освобождение». Но я не
хочу использовать это английское значение. Я хочу, чтобы мы понимали под
мукти «избавление от страданий». Атйантика-духк-ха-нивритти — свобода от
страданий. И брахмананди, медитирующие на Брахман, и те, кто медитирует на
Параматму, обретают мукти. Но в этом мукти, в этом освобожденном состоянии,
нет и тени того великого счастья, которое проистекает из премы, чистой
божественной любви. Нет и намека на према-сукху, высочайшее счастье.
Кришна — сач-чид-анаида. Ншварах парамах кришнах сач-чид-ананда-биграхах
— Он исполнен вечности, знания и блаженства. Не развив любовь к Кришне, вы
не сможете обрести эту према-сукху, вы никогда не будете счастливы без
радостной любви к Кришне, любви к Богу. Есть два вида ананды, блаженства: сва-
сукха — собственное наслаждение, и према-сукха — счастье, происходящее из
любви к Богу. Когда Кришна являет здесь Свои трансцендентные лили, Он делает
это