Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Гоур Говинда Свами - Шри Гуру-вандана - Страница 12

критикует других, должен задуматься: “А сам-то я совершенен? Неужели у меня самого нет никаких недостатков?” Вот о чём мы должны задуматься, рассмотрев этот вопрос более глубоко. Указывать другим на их недостатки может только тот, кто сам совершенен. А если вы сами не лишены недостатков, что же вы выискиваете их у других?

Нужно видеть в других только хорошее

В шастрах, и в частности, в “Бхагавад-гите”, говорится, что нинда-карана, критика других людей и выискивание в них недостатков, является огромной анартхой. Никогда не делайте этого! Это не ваша забота. Всё необходимое сделает тот, в чьи обязанности это входит. Мудрецы говорят: “Не замечайте плохого в других. Нужно видеть плохое только в себе, в других же следует видеть только хорошее. Перестаньте замечать в других плохое. Если вы имеете такую склонность - видеть дурное, обратите свой взор на то, что есть плохого в вас, в других же замечайте только хорошее”.Это - аптавачана, слова мудрецов. “Если вы найдёте в ком-либо что-то хорошее, сосредоточте внимание именно на этом хорошем и думайте так: ”Да, это его хорошее качество, и я должен видеть в нём только это”. Не принимайте во внимание дурное, обращайте внимание только на хорошее”.

В этой связи я хочу рассказать одну историю. К Шриле Бхактисиддханте Махарадже как-то пришёл один из его учеников и начал поносить другого его ученика: “Махараджа, мистер Н. делает то-то и то-то”. Около получаса он говорил о том преданном всякие гадости. Бхактисиддханта Сарасвати очень терпеливо выслушал его, а после сказал:

- Хорошо, ты говоришь о нём только плохое, но разве в нём нет ничего хорошего? Он совсем лишён хороших качеств?

- Нет, махараджа, он очень хорошо поёт в киртане.

- Почему же ты не сказал об этом? Ты наговорил о нём столько плохого, но ничего не сказал о том, что он очень хорошо, очень красиво поёт.”

Выискивать недостатки в вайшнаве или критиковать его крайне предосудительно. Делая это, вы совершите апарадху, а это серьезное препятствие на вашем пути. Отыскивать в других недостатки и поправлять их может только совершенная личность. Он может критиковать других, поскольку сам совершенен и не имеет недостатков. Если вы сами полны несовершенств, то что же вы замечаете в других недостатки и говорите о них? Ачарьи, садху и шастры запрещают это делать.

Подобные личности встречаются редко

В материальном мире нелегко найти совершенную личность. Отыскать такую личность практически невозможно: у тех, кто живёт в материальном мире, так много недостатков. Они могут иметь больше или меньше несовершенств, но они не лишены их полностью. Но махапуруши, или махатмы, не видят в других недостатков. Парамахамсы или бхагаватоттамы не видят плохого. В их глазах, всё связано с Кришной. И это действительно так - всё и все на самом деле связаны с Кришной. Дживера сварупа хайя - кришнера нитья даса, то есть джива по своей природе является вечным слугой Кришны. И уттама-бхагавата в каждом видит слугу Кришны. Таково его восприятие. В его глазах, нет такой дживы, которая не служила бы Кришне. Его восприятие таково, что он не видит материального мира. Он думает: “О, всё связанно с Кришной. Это - Вайкунтха. Это - царство Кришны”. Он видит только хорошее, он не видит недостатков - таково его мировосприятие. Мы же совсем не похожи на такие личности. Подобные личности встречаются редко, их трудно найти в материальном мире. Уттама-бхагавата не может стать мадхьямой адхикари. Мадхьяма адхикари видит различия и недостатки, а для уттамы адхикари они не существуют. Тот, кто обращается к проповеднической деятельности, спускается на ступень мадхьямы, ибо иначе он не сможет проповедовать. Он будет думать: “Этот человек полностью сознаёт Кришну. Он - слуга, бхакта Кришны, что же я буду ему проповедовать?” Поэтому такие преданные не могут проповедовать, они, как правило, поглощены нирджана бхаджаной. Хотя проповедник, чьё сердце разрывается при виде страданий обусловленных душ, ради проповеди нисходит на ступень мадхьямы, он остаётся уттама адхикари. Он видит, что дживы забыли Кришну и лишены сознания Кришны. И поэтому он идёт к ним, чтобы проповедовать, и даёт им сознание Кришны. Он помогает им вступить на путь бхакти и вовлекает их в служение Кришне благодаря которому они смогут навсегда избавиться от страданий.

Итак, только тот, кто является гуру, может поправлять и критиковать других. Он имеет право наказывать - дёргать вас за ухо и отвешивать оплеухи (гуру-карна-дхара). Он будет поправлять и бранить вас: “Ты, негодяй, почему ты сделал то-то и то-то?” Вы же не имеете права что-либо говорить, так как у вас самих куча недостатков. Вы не лишены недостатков. Вы как то решето: у вас столько дырочек, - как же вы можете критиковать иглу, у которой только одна дырочка? Таким образом, шастры, махаджаны и гуру осуждают выискивание в других недостатков и злословие (нинду). Это анартха, порождённая апарадхой - апарадхотта анартха. Шридхара Свами в своём комментарии к “Шримад-Бхагаватам” упоминает о нинде, злословии и выискивании недостатков. Он пишет следующее: “Эта доша-киртана, злословие, является серьёзной анартхой для садхаки, т.е. неофита, вступившего на путь бхаджаны или садхана-бхакти. Он должен быть крайне осторожен

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10