Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 13 ------

Гоур Говинда Свами - Шри Гуру-вандана - Страница 13

и остерегаться совершать эту апарадху"“

Слава, положение и почести

Затем следует четвёртая анартха - бхактьюттха анартха, анартха, порождённая бхакти. Садхака, т.е. тот, кто практикует садхану, делает успехи в духовной жизни, и люди, увидев это, начинают говорить: “О, он - великий вайшнав, возвышенный преданный, Вайшнава Тхакур!” К нему приходит множество людей, они выражают ему почтение, склоняются в поклоне (дандават пранама), восхваляют, прославляют его и дают ему пранами - деньги. Постепенно он уже сам начинает жаждать этого: “Пусть же как можно больше людей приходит ко мне, кланяется мне и прославляет меня”. Это значит, что он начинает стремиться к славе, положению и почестям - пратиштхе. Все махаджаны, такие, например, как Рагхунатха дас Госвами и Бхактивинода Тхакур, утверждают, что пратиштха представляет собой огромное препятствие, анартху, и что эта анартха рождается из бхакти. Именно лабха, пуджа и пратиштха (слава, положение и почести) называются бхактьюттха анартхой, анартхой, порождённой бхакти. Итак, преданный жаждет всего этого, и это становится серьёзной помехой для его бхаджаны. Это является бхактьюттха анартхой. Эта анартха упоминается также в “Чайтанья-чаритамрите”. Кавираджа Госвами говорит о ней, повествуя о рупа-шикше - наставлениях, данных Господом Чайтаньей Рупе Госвами. Лабха, пуджа и пратиштха - слава, положение и почести - называются упашакха, что значит “сорняки”. Когда человек вступает на путь бхакти, то, повторяя и слушая изо дня в день святые имена (шраванам-киртанам), он тем самым “поливает” бхакти-лату, росток преданности. Благодаря этому росток начинает быстро расти, покрываясь пышными цветами, однако одновременно вместе с ним начинает расти другой росток, который внешне ничем не отличается от ростка преданности. Преданный неспособен отличить второй росток от бхакти-латы, поскольку он похож на неё как две капли воды и от ежедневной “поливки” растёт так же быстро, как и она. Этот росток и есть лабха, пуджа и пратиштха, и называется он упашакхой, т.е. сорняком. Когда в преданном возрастает стремление к славе, положению и почестям, это создаёт помехи для роста бхакти-латы. Рост настоящей бхакти-латы затрудняется. Это является огромным препятствием, о чём говорит в “Чайтанья-чаритамрите” (Мадхья, 19.158-160) Кавираджа Госвами: кинту йади латара санге утхе “упашакха” бхукти-мукти-ванчха, йата асанкхья тара лекха

“нишиддхачара”, “кутинати”, “джива-химсана”

“лабха”, “пуджа”, “пратиштханди” йата упашакха-гана сека-джале пана упашакха бади йайя стабдха хана мула-шакха бадите на пайя

“Порой вместе с ростком преданного служения появляются ростки сорняков - ростки материальных желаний, таких как жажда наслаждений и стремление к освобождению из тюрьмы материального мира. Существует огромное число этих сорняков, и разнообразие их форм безгранично.

К таким сорнякам, появляющимся вместе с ростком бхакти, относятся, например, расчётливость, убийство животных, спекуляция, почитание со стороны других людей, высокое положение в обществе и поступки, неприемлемые для пытающихся достичь совершенства. Всё это считается сорняками.

Если преданный не отличает бхакти-лату от других ростков, орошение водой не приносит ожидаемого результата, так как влага питает другие ростки, в то время как рост бхакти-латы замедляется”.

Итак, когда появляется упашакха (бхукти-мукти, лабха, пуджа, пратиштха), она сильно затрудняет рост мула-шакхи, т.е. истинной бхакти-латы. Рагхунатха дас Госвами говорит об этом так: вайшнавера пратиштха - шукарира виштха - “Лабха, пуджа и пратиштха (слава, положение и почести) подобны испражнениям свиньи. И тот вайшнав, который домогается славы, положения и почестей, домогается всего лишь испражнений свиньи (шукарира виштха)”. Рагхунатха дас Госвами предупреждает, чтобы мы были очень осторожны и не гонялись за славой, положением и почестями, так как это крайне затрудняет рост бхакти-латы. В этом случае вместо продвижения по духовному пути нас ожидает замедление духовного развития и возможное падение. Это - махаджана вакья, слова махаджан. Они предупреждают нас об этом огромном препятствии, с которым мы можем столкнуться на пути бхаджаны. Необходимо хорошо уяснить это себе и не гнаться за всем вышеописанным. Это бхактьюттха анартха.

Итак, существуют четыре вида анартх, и пока преданный полностью не избавится от всех этих анартх, он не сможет достичь ступени ништхи. адау шраддха татах садху- санго ‘тха баджана-крийя тато ‘партха- нивриттих сьят тато ништха ручие татах

(“Бхакти-расамрита-синдху”, 1.4.15) Ништха - самая нижняя ступень, поэтому говорится, что ништха хоите упаджайя премера-таранга - “Ништха - начальная стадия премы”. Это лишь начало, которое выражается в появлении ростка. Затем следуют ручи, асакти и бхава. Но имея ещё анартхи, невозможно достичь ступени ништхи, не говоря уже о према-бхакти. Поэтому необходимо хорошо понять, что представляют собой эти анартхи, и изо всех сил стараться не приобретать их. Нужно пытаться избавиться от них.

Преданный: Насколько я понял, ништха - начальная стадия ступени мадхьямы. Если это верно, тогда как достигший этой ступени может пасть? Может ли он ещё иметь анартхи?

Шрила Гоур Говинда Махараджа: Да, если он совершает апарадху. Пока преданный не достигнет ступени према-бхакти, всегда существует опасность падения. Даже в том, кто поднялся на ступень бхавы, сохраняются анартхи, но только в тонкой, а не грубой форме. Бхарата Махараджа достиг ступени бхавы, но у него были некоторые слабости. Он имел анартху и потому привязался к оленёнку.

Преданный: Но, как мы слышали, наличие анартх свидетельствует о том, что преданный находится на ступени каништхи.

Шрила Гоур Говинда Махараджа: Находясь на ступени каништхи, преданный имеет анартхи

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11