Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Джаяпатака Свами - Ответы на вопросы - Страница 10

Кришны с брахманом Судамой»:

«Тот, кто прошел подготовку у истинного духовного учителя, сможет в будущем достичь цели человеческой жизни. Он легко пересечет океан неведения и не поддастся влиянию иллюзорной энергии. Дорогой друг, наш первый учитель - это отец, по милости которого мы получили тело. Поэтому отец по праву считается наставником. Наш следующий духовный наставник тот, кто посвящает нас в тайны духовного знания, и его следует почитать как Бога.

У человека может быть несколько учителей. Духовного учителя, который наставляет ученика в духовной науке, называют шикша-гуру, а духовного учителя, который дает ученику духовное посвящение, именуют дикша-гуру. Оба они - Мои представители. У человека может быть много наставников, но давать духовное посвящение может только один.

Если человек извлек пользу из наставлений духовных учителей, получил с их помощью необходимые знания и сумел пересечь океан материального бытия, значит, он достиг цели человеческой жизни. Он по опыту знает, что высшее предназначение жизни, исполнить которое можно только в теле человека, заключается в том, чтобы достичь духовного совершенства и таким образом вернуться к Богу». Шримад-бхагаватам, 4.12.32:

«Дхрува не забыл о своем сыновнем долге по отношению к Сунити. Это она впервые подтолкнула его на тот путь, который теперь ведет его прямо на Вайкунтху. Вспомнив о ней, он захотел взять ее с собой. На самом деле, Сунити, мать Дхрувы Махараджи, была его патха-прадаршака-гуру. Это означает «гуру, духовный учитель, указывающий путь». Такую личность иногда называют шикша-гуру (наставник). В то время как Нарада Муни был его дикша-гуру (духовным учителем, дающим посвящение), его мать Сунити была первой, кто объяснила ему, как доставить удовольствие Верховной Личности Бога.

Обязанностью шикша-гуру, как и дикша-гуру, является указать ученику верную дорогу, а от него уже зависит, выполнять ли наставления учителя или пренебречь ими. Согласно шастрам между шикша-гуру и дикша-гуру нет никакой принципиальной разницы, и, кроме того, шикша-гуру впоследствии обычно становится дикша-гуру.

Хотя Сунити, будучи не только женщиной, но и матерью Дхрувы Махараджи, не могла быть его дикша-гуру, это нисколько не умаляло его обязанности по отношению к ней. Поскольку брать с собой Нараду Муни на Вайкунтху не было необходимости, Дхрува Махараджа подумал о своей матери». Необходимость в шикша-гуру

Я получил этот вопрос и подумал, что ответ на него будет таким длинным, что я должен поделиться им с более широкой аудиторией.

Вопрос 1: Махарадж, у меня возник вопрос: а зачем человеку нужен шикша-гуру? Каково Ваше понимание?

Ответ: Нужен человеку шикша-гуру или нет, это его личное дело. Шикша-гуру нужен, но у человека уже может быть дикша-гуру, который также является и его шикша-гуру, и для преданного этого вполне может быть достаточно. Ясно одно, что человек нуждается в гуру, и я не думаю, что мне нужно подробно останавливаться на этом моменте.

Действительно важный момент в этом вопросе такой: если у кого-то уже есть дикша-гуру, или он собирается получить посвящение у дикша-гуру, то зачем нужны другие шикша-гуру? В шастрах сказано, что человек может иметь обоих гуру. В сознании Кришны дикша-гуру также является и шикша-гуру, но он может разрешить другим шикша-гуру помочь ему освободить ученика. Иногда дикша-гуру далеко от ученика, и он может попросить другого гуру давать его ученику шикшу. Вот пример того, как появляется шикша-гуру по инициативе дикша-гуру.

Один мой духовный брат сказал своей ученице, которая была замужем за моим дикша-учеником, принимать наставления мужа и его гуру. Он дал ей указание быть моей шикша-ученицей. Это другой пример того, как появляется шикша-гуру по инициативе дикша-гуру. Многие дикша-гуру посылали своих учеников учиться у Дживы Госвами, который был уполномочен быть шикша-гуру для их учеников. Они учились у него сознанию Кришны и относились к нему так же, как к своему гуру, в период обучения и даже после. Эти отношения с шикша-гуру не изменили их обязательств по отношению к их дикша-гуру, но наоборот усилили их и укрепили их сознание Кришны. Это еще один пример того, как появляется шикша-гуру по инициативе дикша-гуру.

Также отношения с шикша-гуру могут установиться и по инициативе ученика вследствие естественного развития веры, что может произойти по многим причинам. Вот несколько примеров.

1) Иногда преданный чувствует вдохновение служить гуру-вайшнаву, и когда он делает это, он получает такое же вдохновение, как от служения своему дикша-гуру. Тогда ученик может почувствовать усиленную защиту, которая исходит от его дикша-гуру и приходит к нему через шикша-гуру. Когда ученик видит шикша-гуру неотличным от дикша-гуру или как его продолжение, то это естественная причина принять его как шикша-гуру.

2) Благодаря наставлениям гуру преданный избавился от сомнений и почувствовал вдохновение в служении. Хотя это может не быть в точности то же, что он ощущает в служении дикша/шикша-гуру, все это находится в рамках сознания Кришны и очень воодушевляет и возвышает. Дикша-гуру дает свое одобрение на установление отношений между своим учеником и конкретным шикша-гуру, видя в этом возможность более эффективного духовного роста для своего ученика.

3) Дикша-гуру желает увидеть, как ученик прогрессирует в сознании Кришны и что он вернется назад домой к Богу уже в этой жизни. Он счастлив, если его ученик прогрессирует под руководством шикша-гуру и помогает ему. Преданный

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8